Связь с тренером: Связь тренера с семьей и школой | Воспитательная работа

Связь тренера с семьей и школой | Воспитательная работа

Невозможно себе представить тренера, работающего в полном отрыве от семей своих воспитанников и школ, в которых они учатся. Если тренер работает, не вникая в семейные дела воспитанников, он тем самым может потерять влияние на правильное воспитание юного теннисиста, нарушить целостность воспитательного процесса.

Необходимо выработать вместе с родителями воспитанников определенный комплекс единых требований, предъявляемых к юному спортсмену как со стороны тренера, так и со стороны семьи.

Регулярность посещения спортивных занятий, содержание в чистоте и опрятности спортивной формы, бережное отношение к спортивному инвентарю, ежедневные занятия утренней гимнастикой — все эти вопросы, как и многие другие, тренер не может разрешить до конца без  активной помощи родителей.

К сожалению, нередки еще случаи, когда тренеру далеко не сразу удается установить правильные взаимоотношения, найти общий язык с семьей воспитанника.

«Нельзя приходить на занятия с такой прической»,— делает замечание тренер. «А мама мне разрешает», — отвечает девочка.

Нужно обладать большим педагогическим тактом, чтобы не ответить на эту реплику каким-либо неосторожным замечанием. Ясно, что девочка не виновата, и разговор нужно в первую очередь начинать с ее матерью.

Спокойный совет тренера оказывает большое влияние на поведение юного теннисиста и дома. Как-то воспитанница нашей школы Ира пришла на занятия в грязной спортивной форме, и тренер спросил ее, в чем дело. Она ответила, что мама занята на работе и не смогла выстирать форму. Тогда тренер задал девочке второй вопрос: «А ты разве не умеешь стирать, что делаешь маму домработницей?» Ира очень смутилась, но в следующий раз пришла в чистой форме. Это послужило хорошим примером для всей группы девочек. Все девочки стали стирать форму сами, и родители были благодарны тренеру.

Круг вопросов, которые тренер должен решать в тесном взаимодействии с семьей, широк. Очень важно, в частности, после первых же спортивных успехов юных спортсменов начать профилактическую борьбу с возможным возникновением болезни «спортивного превосходства». При этом часто бывает, что родители подобного рода настроениям детей потворствуют. Нужно найти правильную линию поведения и с воспитанником, и с его родителями, чтобы избежать этой болезни.

Родителям необходимо поддерживать тесную связь с тренером, они должны быть в курсе как успехов, так и неудач своих детей. Нужно приглашать родителей на соревнования, а в необходимых случаях и вызывать на занятия.

В нашей практике привилась такая положительная традиция: прежде чем принять в клуб новичка, тренеры решают все интересующие обе стороны (тренера и семью) вопросы, связанные с частотой занятий, временем занятий, спортивной формой ребенка и т. д. Во время этих встреч с родителями тренеры выясняют их отношение к занятиям детей в клубе, взгляды на спортивную подготовку вообще.

Нельзя забывать и еще об одной, очень важной, стороне деятельности тренера — его связи со школой.

Не так давно господствовал совершенно неправильный взгляд, требовавший недопущения плохо успевающих школьников к занятиям спортом и вообще ко всякого рода кружковой и секционной работе. Сейчас этот взгляд коренным образом изменился. Неуспеваемость перестала считаться препятствием для занятий спортом. Но принятие в секцию или клуб неуспевающего ученика накладывает на тренера дополнительные обязательства.

Тренер должен использовать тягу к спорту как средство для улучшения учебы в школе. Так, например, проверяя дневники, тренер может напомнить воспитанникам, что скоро будут проводиться соревнования и что судьи не допустят к участию в них тех, у кого будут плохие отметки. Кроме того, тренер может «ущемить» воспитанника, имеющего плохие отметки, сократив объем его тренировок.

Связь со школой необходима тренеру не только для того, чтобы быть в. курсе учебных дел своего воспитанника. Прочный контакт с классным руководителем дает возможность тренеру получить дополнительный материал для изучения своих воспитанников, осуществить индивидуальный подход к каждому юному спортсмену.

Тренер должен интересоваться и тем, как и чем помогают его воспитанники школьному преподавателю физвоспитания, что они делают для подъема физкультурной работы в школе, как пропагандируют избранный вид спорта.

Глубокая связь с семьей воспитанника, со школой, в которой он учится, предоставляет тренеру большие возможности в плане всестороннего воспитания юного спортсмена. И настоящий тренер, настоящий мастер своего дела не преминет этими возможностями воспользоваться.

8 главных правил общения с тренером, которые сделают тренировки эффективнее

От того, как вы общаетесь с тренером, зависит эффективность тренировочного процесса. The Challenger составил список правил, которые помогут вам стать идеальным учеником.


В результате исследований учёные выяснили, что успех спортсмена во многом зависит от эффективности коммуникации с тренером. Тренер — тот человек, который больше других заинтересован в вашем успехе и одновременно тот, кто сильнее вас расстроится от вашей неудачи (есть исследования, подтверждающие и это). Хороший тренер приложит все усилия, чтобы наладить контакт со спортсменом, но любые отношения — это работа всех участников процесса. Чтобы ваш тандем с наставником был эффективным, попробуйте следовать этим простым правилам. В результате выиграете вы оба.

1. Слушайте


Стивен Кови, американский консультант по вопросам руководства, автор книги «Семь навыков высокоэффективных людей», был уверен: «Большинство людей слушают не для того, чтобы понять, они слушают, чтобы ответить». Слушать и слышать — основа любой коммуникации, не только спортивной. Именно из-за того, что люди не слышат друг друга, случаются катастрофы, рушатся отношения и карьеры.

Хороший наставник будет не только мотивировать вас делать упражнения, но и пытаться передать вам знания, вдохновить на подвиги или, наоборот, высказать свои сомнения. Будьте внимательны к его словам, и вы удивитесь, сколько пользы это вам принесёт.

2. Задавайте вопросы


Чем больше вопросов вы задаёте, тем больше ответов получаете. А чем больше вы знаете, тем лучше понимаете закономерности тренировочного процесса. Хотите спросить, для чего тренер даёт вам то или иное задание, — спросите. Хорошего наставника не затруднит коротко ответить вам во время тренировки и, если надо, рассказать подробно уже после того, как вы всё выполните. Зная цель выполнения упражнения, вы будете делать его осознанно, с вниманием к деталям, то есть лучше и качественнее, и эффект от его выполнения возрастёт.

3. Предупреждайте о плохом самочувствии


Ни один тренер не захочет, чтобы вы поднимали штангу с температурой, потому что ваше здоровье для него превыше всего. Сразу же сообщайте тренеру о плохом самочувствии, чтобы он мог скорректировать программу.

То же касается и травм: ни в коем случае нельзя бегать, если вы хромаете, даже если на носу марафон. Так вы можете усугубить лёгкую травму и сделать её хронической. Выход тот же: сообщите тренеру, расскажите, что болит и как давно беспокоит. Он перепишет план и посоветует, к какому специалисту обратиться за консультацией.

4. Не делайте вчерашнюю тренировку сегодня


При составлении программы тренер учитывает много параметров. И только одному ему известно, почему сегодня у вас лёгкий кросс, а завтра — круговая. Возможно, важна именно такая последовательность. К тому же тренер следит, чтобы нагрузка не была чрезмерной и чтобы вы успевали восстанавливаться. Если вы пропустили одну тренировку, не надо делать две на следующий день. Сообщите тренеру, он примет к сведению пропуск и скажет, что делать дальше.

Лиза Ассесерова

премиум-тренер клуба «ФитнесМания»

— Когда мои клиенты откровенно забивают на тренировки, я частично отключаюсь от процесса, потому что пропадает смысл сохранять правильную последовательность тренировок для улучшения разных качеств. Когда человек не делает кардио в понедельник, а потом прогуливают силовую в среду, уже незачем давать ему интересную гимнастическую тренировку в пятницу. Я открыто говорю клиентам, что если им наплевать на свои деньги и здоровье, то я тут ничем не могу помочь. После окончания блока тренировок я чаще всего прощаюсь с такими клиентами, потому что считаю это пустой тратой своих сил.

5. Говорите как есть


Если у вас никак не получается сделать тренировку сегодня — так и скажите. Если вам тяжело даётся упражнение — так и скажите. Будьте максимально честны и открыты во всех вопросах. Сообщайте о стрессах за пределами тренировочного процесса — наставнику важно понимать, в каком вы эмоциональном состоянии. Обсуждайте неудачные старты — что не получилось и почему. И удачные тоже. Чем лучше тренер знаком с вашим психологическим портретом, тем проще ему будет подобрать правильные слова в трудный момент.

6. Не пропускайте тренировки (хотя бы старайтесь)


Иногда из-за высокой занятости на работе или по другим причинам может быть трудно добраться до спортзала. Но всё же старайтесь не пропускать занятия без уважительных причин. Помните, что любой тренировочный план — это система, направленная на развитие вашего потенциала. Каждая выполненная тренировка приближает вас к достижению цели, а каждая пропущенная отодвигает на шаг назад. Цените свой труд и труд вашего тренера.

7. Давайте обратную связь


Если тренер требует, ведите дневник. Тренеру важно видеть объём проделанной вами работы, понимать, легко или тяжело далась вам тренировка, как сильно вы устали и так далее. На основе этого он принимает решение увеличить или снизить нагрузку, поменять фокус.

Ирина Абысова

тренер ФССП «ЦиклON» по триатлону и плаванию

— При дистанционной работе с учеником электронный дневник обязателен. Вести его качественно — моё первое требование, потому что только так можно понять, правильно выполняются задания или нет. В обратной связи я прошу сообщать, как прошла тренировка, где было тяжело, где, наоборот, легко, какое настроение было до и после тренировки, в какое время была сделана тренировка, как питается спортсмен, сколько спит, загружен ли на основной работе, сколько есть времени на восстановление. От этого зависит, какая будет нагрузка в следующую неделю.

Алексей Соколов

тренер ФССП «ЦиклON», действующий рекордсмен России в марафоне

— Помимо сухой статистики, в дневнике нужно описывать ощущения спортсмена, психоэмоциональную окраску тренировки и общего самочувствия. Его сомнения, страхи, радости. По мере заполнения дневника спортсмен заново переживает тренировку и имеет возможность дополнительно её проанализировать. Обратная связь очень важна! Стараюсь объяснить это каждому занимающемуся. Если человек целеустремлённый, он понимает и принимает мои требования.

8. Доверяйте тренеру


Если вы не верите, что тренер приведёт вас к нужному результату, то так и получится. Сомнения могут свести на нет все ваши совместные труды, а вера в себя и тренера способна творить чудеса. Именно поэтому если вы поручили кому-то свою подготовку — доверяйте.