Картер о россии: Джимми Картер о встрече с Владимиром Путиным

Джимми Картер о встрече с Владимиром Путиным

В российской столице 27-29 апреля побывали представители группы «Старейшин» («The Elders») – организации независимых лидеров, в основном, бывших глав государств, созданной в 2007 году по инициативе борца с апартеидом и президента ЮАР Нельсона Манделы. Члены этой организации, как говорится в официальном документе «Старейшин», «поставили свои опыт и влияние на службу миру, справедливости и правам человека».

В делегацию «Старейшин», приехавших в Москву, вошли председатель этой организации, бывший генсек ООН Кофи Аннан, бывший премьер-министр Норвегии Гру Харлем Брундтланд, бывший президент США Джимми Картер, бывший президент Финляндии Марти Ахтисаари, бывший министр иностранных дел Алжира Лахдар Брахими и экс-президент Мексики Эрнесто Седильо.

«Старейшины», как говорится в пресс-релизе их представителей, «обеспокоенные усиливающимся международным противостоянием и ростом геополитической напряжённости», 29 апреля провели переговоры с президентом России Владимиром Путиным. Помимо встречи с главой российского государства, «Старейшины» провели переговоры с министром иностранных дел России Сергеем Лавровым, бывшим президентом СССР Михаилом Горбачёвым и бывшим российским премьером Евгением Примаковым, а также руководителями ведущих московских исследовательских центров.

Сразу после встречи с Владимиром Путиным, которой визит «Старейшин» в Москву и закончился, бывший президент США Джимми Картер дал эксклюзивное интервью «Голосу Америки». С ним беседовали глава бюро «Голоса Америки» в Москве Дэниел Шерф и московский корреспондент Русской Службы «Голоса Америки» Данила Гальперович.

Дэниэл Шерф: Господин президент, вы только что закончили встречу с президентом Путиным. Что вы можете рассказать нам о ваших переговорах, в частности, по вопросам, касающимся Украины, и насколько вы удовлетворены результатами разговора?

Джимми Картер: Да, мы только что провели два с половиной часа с президентом Путиным, а также министром Лавровым и другими советниками. Мы остались довольны, потому что все представители власти, с которыми мы здесь общались, ясно говорили, что российская сторона очень хотела бы увидеть полное выполнение Минских договоренностей, которые были выработаны совместно Россией, Украиной, Францией и Германией. И у меня не осталось сомнений в том, что Россия действительно хотела бы видеть ситуацию урегулированной во всех аспектах. Так что, собственно, нужно решить лишь одну задачу — выполнить Минские договоренности.

Д.Ш.: Какова ваша оценка намерений президента Путина и его стратегии по отношению к Украине? Что бы он хотел получить, прежде чем вывести войска и перестать оказывать военную поддержку боевикам?

Д.К.: Нет никаких признаний того, насколько я знаю, что у президента Путина есть войска или оборудование в восточной Украине. Его позиция такова, что есть группы людей, которые там живут и воюют по своим причинам, и он не признает никакое российское участие в этом.

Д. Ш.: Когда Советский Союз вторгся в Афганистан, вы ввели жесткие санкции против Москвы, вооружив афганское сопротивление и приостановив усилия по контролю над стратегическими вооружениями. Сейчас, как, во всяком случае, говорит НАТО, российские войска есть на востоке Украины, и президент Обама ввел санкции против России, но не стал поставлять никакого оружия в Украину. Также ясно, что действие, например, Договора о сокращении наступательных вооружений, который был заключен им с Москвой, будет продолжаться. Важно ли было бы для Запада вооружить Украину, и должна ли администрация США рассмотреть вопрос о приостановлении действия Договора СНВ?

Д.К.: Я бы очень хотел, чтобы отправка оружия в Украину не осуществлялась, как Киеву, так и востоку Украины. Я надеюсь, что президент Обама не будет посылать оружие.

Д.Ш.: Но в прошлом году вы высказались за то, чтобы поставлять оружие Украине. Вы больше так не считаете?

Д.К.: Нет, не считаю, и, я думаю, никто из «Старейшин» не поддерживает отсылку туда вооружений. Военные поставки в форме нелетального оборудования – это то, что я сказал год назад, и тогда была действительно серьезная проблема с этим конфликтом. Я думаю, что есть разница между поставками вооружений и снабжением в виде, скажем, палаток или чего-то подобного.

Данила Гальперович: Москва говорит, что Вашингтон использует вопрос Украины для размежевания европейских лидеров и России, в частности, оказывает давление на них с тем, чтобы они не приезжали на памятные мероприятия в честь 70-летия победы во Второй мировой войне сюда, в Москву. Вы сейчас общаетесь с вашими европейскими коллегами. Как вы полагаете, справедливы ли такие претензии?

Джимми Картер: Когда мы обсуждали эту и другие проблемы с президентом Путиным сегодня, он не высказал никакого беспокойства относительно того, что Вашингтон заставляет европейские страны действовать вопреки их собственным интересам. Он всего лишь выразил уверенность в том, что по многим из этих вопросов проводились плотные консультации между США и европейскими странами. Но я бы не стал как-либо умалять самостоятельность, независимость, свободу или суверенитет любой европейской страны, утверждая, что США могли бы подталкивать их к тому, чтобы приезжать или не приезжать на парад. Я думаю, что решение остается за ними самими.

Д.Г.: С другой стороны, российские лидеры обхаживают европейских политиков, которые выступают против сильных связей Европейского Союза с Соединенными Штатами. Пытается ли, по-вашему, президент Путин вбить клин между странами Европы и между Европой и США?

Д.К.: Я сам был президентом, и мне приходилось решать многочисленные проблемы. Я полагаю, что любой суверенный лидер будет делать то, что наиболее отвечает интересам его народа. И если у президента Путина есть особые отношения, например, с Францией и Германией и нет особых отношений, скажем, с Великобританией – я не думаю, что в этом есть что-то неправильное. Я был очень горд, когда увидел, что Франция и Германия, практически независимо от США и других стран, инициировали и организовали Минские договоренности, которые, я считаю, являются лучшим путем разрешения украинской проблемы в долгосрочном плане.

Д.Г.: В прошлом году, участвуя в передаче у Дэвида Леттермана, вы сказали, что аннексия Крыма Россией была «неизбежна». Но была ли она, по-вашему, оправданна и законна?

Д.К.: Мне хорошо известен тот факт, что Хрущёв много лет назад – хотя, не так уж и много – передал контроль над Крымом Украине, в качестве подарка. Делалось это с расчетом на то, что Украина, как и Крым, являлись частью единого Советского Союза. Я не верю, что есть какая-либо непосредственная перспектива разрыва отношений между Россией и Крымом. Я думаю, что это (аннексия Крыма — Д.Г.) было почти неизбежным шагом, согласны с этим люди или нет. Думаю, то, что я сказал ранее, является точным: этого хотели крымчане и хотели россияне, как я считаю. И я не думаю, что в близком будущем мы увидим какое-то аннулирование того, что произошло.

Д.Г.: Но как насчет того, в какой именно форме это было сделано?

Д.К.: Я, на самом деле, не знаю, исходила ли при этом инициатива от людей в Крыму или от россиян, но мое понимание таково, что это была взаимная договоренность.

Ред: Лидеры стран Запада обвинили Россию в навязывании жителям Крыма незаконного референдума, который состоялся после того, как российские силы специального назначения взяли под свой контроль украинские военные базы и правительственные здания на территории полуострова.

В ходе референдума жителям Крыма был предоставлен единственный выбор: возврат к Конституции 1992 года, что означало его фактическую независимость, или присоединение к России. По утверждению крымских властей, 97 процентов избирателей проголосовали за присоединение к России.

Как отметил недавно президент Барак Обама, «Соединенные Штаты не согласятся ни с российской оккупацией Крыма, ни с попытками аннексировать его».

«Моя администрация будет продолжать тесно сотрудничать с союзниками и партнерами в Европе и на международной арене с целью дать ответ событиям в Украине и поддержать ее суверенитет и территориальную целостность, а также ее развитие по пути демократии и реформ», — подчеркнул Президент Обама.

Дэниел Шерф: Что Запад мог бы сделать лучше, чтобы подготовиться к этой возможности и к последующим действиям России в восточной Украине?

Джимми Картер: Знаете, существует проблема с интерпретацией того, что произошло тогда в Киеве, с отстранением одного президента и последующим выбором другого. И этот вопрос до конца не разрешен. С точки зрения американцев, приход президента Порошенко был в порядке вещей и в соответствии с законом, но я должен сказать, что интерпретация этих событий президентом Путиным – совершенно иная. Но я думаю, что действующие лидеры, представляющие официальную точку зрения, выразились бы точнее, говоря о том, как рассудить эти два мнения.

Д.Ш.: Каковы вообще перспективы мирного разрешения этого конфликта, что для этого должно произойти?

Д.К.: По моему мнению, выполнение Минских соглашений во всех их аспектах, организованных Францией и Германией — это лучший подход. И я надеюсь, что лидеры в Киеве и Москве сделают все, что смогут, чтобы это соглашение выполнить. Как я сказал ранее, я не вижу никакого другого пути.

Д.Ш.: В таком случае, к каким действиям вы призывали президента Путина во время вашей встречи?

Д.К.: Ну, мне не нужно было ни к чему его призывать, потому что они оба – и Путин, и министр Лавров – заверили нас всех, «Старейшин», в том, что Россия полностью заинтересована и привержена выполнению Минских договоренностей. Они утверждали – я не знаю, факт ли то,что проблема в Киеве, потому что лидеры в Киеве не желают, как это было договорено, садиться за стол переговоров с представителями востока Украины. Но, так или иначе, в Москве мы не услышали ничего, кроме того, что Россия хочет выполнить Минские договоренности во всей их полноте.

Данила Гальперович: Президент Барак Обама говорит о законности и оправданности аннексии Крыма Россией совершенно иные вещи, чем говорите вы. Можно ли сказать, что вы не согласны с его оценками, что у вас другое мнение?

Джимми Картер: Я не знаю ничего о разнице во мнениях. То, что я вам говорю – Россия привержена выполнению Минских соглашений, которые, как я уже сказал, являются лучшим решением. И я ничего не знаю о том, что Соединенные Штаты не согласны со мной в необходимости выполнения этих соглашений, хотя, как вы знаете, они не являются участником этих соглашений.

Д.Г.: А должны ли были бы, по-вашему, США войти в один из этих форматов, «минский» или «нормандский», как его иногда называют?

Д.К.: Как я понял, выслушивая российских руководителей, они бы очень хотели, чтобы США выразили поддержку полному воплощению в жизнь «Минска-2». Я не говорил об этом с президентом Обамой, но, как я понимаю, США это поддерживают. Но я не вижу нужды в том, чтобы США были напрямую вовлечены в это. Достаточно того, что в это вовлечены Москва, Киев, Париж и Берлин. Те, кто подписал соответствующие договоренности, и должны их выполнять. Но я хотел бы, чтобы вообще все страны мира поддержали выполнение Минских соглашений.

Русская служба «Голоса Америки» сообщает:

США и Евросоюз выразили сомнения по поводу готовности России выполнить Минские соглашения. В четверг командующий силами НАТО в Европе генерал Филип Бридлав, отвечая на вопросы законодателей в сенатском Комитете по делам Вооруженных Сил, заявил, что Россия использует перемирие в Донбассе для «перегруппировки сил» и, возможно, «подготовки нового наступления» на украинскую территорию.

Подобную позицию ранее уже высказывали официальный представитель Госдепартамента США Мари Харф и генеральный секретарь НАТО Йенс Столтенберг.

Джимми Картер назвал присоединение Крыма к России «неизбежным шагом» — РБК

Экс-президент США Джимми Картер заявил о неизбежности присоединения Крыма к России. С его точки зрения, это произошло по «взаимной договоренности» жителей полуострова и россиян

Экс-президент США Джимми Картер

(Фото: AP)

Бывший президент США Джимми Картер назвал «неизбежным шагом» присоединение Крыма к России. Соответствующее заявление он сделал в разговоре с «Голосом Америки» после встречи группы «Старейшин» (The Elders) с российским лидером Владимиром Путиным.

«Я не верю, что есть какая-либо непосредственная перспектива разрыва отношений между Россией и Крымом. Я думаю, что это [присоединение Крыма] было почти неизбежным шагом, согласны с этим люди или нет», — заявил экс-президент. По словам Картера, этого хотели крымчане и хотели россияне. Не думаю, что в близком будущем мы увидим какое-то аннулирование того, что произошло», — отметил бывший американский лидер.

Журналисты попросили Картера оценить проведение крымского референдума, отметив, что многие западные лидеры считают его незаконным. «Я на самом деле не знаю, исходила ли при этом инициатива от людей в Крыму или от россиян, но мое понимание таково, что это была взаимная договоренность», — ответил он.

adv.rbc.ru

Референдум о выходе Крыма и Севастополя из состава Украины и присоединении к России состоялся 16 марта 2014 года. По данным избиркома, за этот шаг высказались более 90% проголосовавших. 18 марта был подписан договор о вхождении полуострова в состав России.

adv.rbc.ru

Картер рассказал, что после встречи с Владимиром Путиным у него «не осталось сомнений в том, что Россия действительно хотела бы видеть ситуацию [на Украине] урегулированной во всех аспектах». Российская сторона очень хотела бы увидеть полное выполнение минских договоренностей, которые были выработаны совместно Россией, Украиной, Францией и Германией», — подчеркнул бывший глава государства.

Экс-президент США обратил внимание на отсутствие признаний в том, что российские войска и техника присутствуют в зоне конфликта в Донбассе. «Его [Владимира Путина] позиция такова, что есть группы людей, которые там живут и воюют по своим причинам, и он не признает никакое российское участие в этом», — пояснил Картер.

Картер также высказался против поставок летальных вооружений как ополченцам, так и украинским властям. «Я надеюсь, что президент Обама не будет посылать оружие», — сказал он. По словам Картера, «есть разница между поставками вооружений и снабжением в виде, скажем, палаток или чего-то подобного». Ранее бывший советник Картера Збигнев Бжезинский говорил о том, что США должны предоставить Киеву оружие в том случае, если Россия начнет военные действия на территорию Украины.

Экс-президент также усомнился в необходимости участия США в переговорах в «нормандском формате» — накануне о ней заявил президент Белоруссии Александр Лукашенко. «Достаточно того, что в это вовлечены Москва, Киев, Париж и Берлин. Те, кто подписал соответствующие договоренности, и должны их выполнять», — подчеркнул Картер.

Джимми Картер является 39-м президентом США. Он занимал эту должность в 1977–1981 годах. В 2002 году Картер получил Нобелевскую премию мира за миротворческую деятельность.

«Старейшины» — это группа влиятельных и известных политиков, целью которых является урегулирование мировых конфликтов. Она была создана в 2007 году по инициативе Нельсона Манделы. В делегацию «Старейшин», которая посетила Москву, помимо Картера вошли экс-генсек ООН Кофи Аннан, бывший премьер Норвегии Гру Харлем Брундтланд, бывший президент Финляндии Марти Ахтисаари, экс-глава МИД Алжира Лахдар Брахими и экс-президент Мексики Эрнесто Седильо.

Джимми Картер заявил, что вторжение России в Украину «угрожает безопасности в Европе и во всем мире» миру, присоединившись к другим ныне живущим бывшим президентам в осуждении нападения Кремля на своего соседа.

«Неспровоцированное нападение России на Украину с применением военного и кибероружия нарушает международное право и основные права человека украинского народа», — говорится в заявлении Картера, опубликованном в Twitter. «Я осуждаю это несправедливое посягательство на суверенитет Украины, которое угрожает безопасности в Европе и во всем мире, и призываю президента Путина прекратить все военные действия и восстановить мир».

США и их союзники, заявил бывший президент, «должны встать на сторону народа Украины в поддержку его права на мир, безопасность и самоопределение».

    Россия начала вторжение в Украину рано утром в четверг, направив войска в бывшую советскую страну с трех фронтов и обстреляв ракетами несколько мест недалеко от столицы Киева, что вызвало глубокое осуждение со стороны мировых лидеров. В США президент Джо Байден обнародовал новые жесткие санкции, призванные наказать Москву за ее полномасштабное вторжение, и его предшественники присоединились к критике действий России.

      Депутаты Республиканской партии призывают к ужесточению санкций против России, но некоторые осторожны в своей критике Байдена

      Картера широко уважают как президента США, который проявлял особый интерес к внешней политике и отстаивал права человека. Выступая на церемонии открытия Университета Нотр-Дам в 1977 году, Картер определил свой взгляд на внешнюю политику, сказав: «Наша политика основана на историческом видении роли Америки. Наша политика основана на более широком взгляде на глобальные изменения. в наших моральных ценностях, которые никогда не меняются. Наша политика подкрепляется нашим материальным богатством и нашей военной мощью. Наша политика призвана служить человечеству».

      Подробнее

      Бывшие президенты США Барак Обама, Джордж Буш-младший и Билл Клинтон разделили чувства Картера, осудив вторжение в своих заявлениях в четверг.

      «Американское правительство и народ должны быть солидарны с Украиной и украинским народом, стремящимся к свободе и праву выбирать свое будущее. Мы не можем мириться с авторитарными запугиваниями и опасностями, которые представляет Путин», — заявил Буш в своем заявлении.

        Обама призвал обе партии поддержать санкции Байдена, заявив: «Такие санкции могут иметь некоторые экономические последствия, учитывая значительную роль России на мировых энергетических рынках. сторону свободы».

          Клинтон заявила, что «мир возложит на Россию и только на Россию ответственность как в экономическом, так и в политическом плане за грубое нарушение международного права».

          В среду бывший президент Дональд Трамп назвал военную операцию России на Украине «очень печальной вещью для всего мира» и заявил в интервью телеканалу Fox, что при его администрации этого бы не произошло. Но выступая во вторник в консервативном радиошоу, которое вели Клэй Трэвис и Бак Секстон, Трамп назвал «гениальным» расчленение президентом России Владимиром Путиным независимой, демократической, суверенной Украины.

          Джимми Картер: Иностранные дела | Miller Center

          До вступления в должность президента Джимми Картер был губернатором одного из южных штатов на один срок, не имея ни национального, ни международного опыта. Однако у него были свои внешнеполитические цели. Картер верил в верховенство права в международных делах и в принцип самоопределения для всех людей. Более того, он хотел, чтобы Соединенные Штаты возглавили продвижение всеобщих прав человека. Картер считал, что американскую мощь следует использовать с осторожностью и что Соединенные Штаты должны максимально избегать военного вмешательства. Наконец, он надеялся, что отношения Америки с Советским Союзом будут продолжать улучшаться и что две страны смогут прийти к экономическим соглашениям и соглашениям о контроле над вооружениями, которые ослабили бы напряженность времен холодной войны.

          Во время предвыборной кампании помощники Картера заявляли, что он будет править по-другому, в частности, что он не будет назначать инсайдеров Вашингтона на высшие внешнеполитические посты. Однако после избрания Картер осознал, что ему нужны эксперты вокруг него для проведения своей внешней политики. Он назначил профессора Колумбийского университета Збигнева Бжезинского своим советником по национальной безопасности, а бывшего чиновника министерства обороны и дипломатического специалиста по устранению неполадок в администрации Джонсона Сайруса Вэнса — госсекретарем. Хотя Бжезинский и Вэнс оба были опытными внешнеполитическими деятелями, у них были разные сильные стороны и мировоззрение. Бжезинский, яростный антикоммунист польского эмигранта, который постоянно советовал проводить жесткую линию по отношению к Советскому Союзу, служил «идейным человеком» внешней политики администрации. Вэнс, с другой стороны, обладал сильными управленческими способностями и был известен своей осторожной и терпеливой дипломатией. Бжезинский и Вэнс конфликтовали на протяжении всего президентского срока Картера по поводу тактики, стратегии и целей внешней политики администрации.

          Права человека

          Картер прибыл в Белый дом с намерением сделать вопросы прав человека неотъемлемой частью внешней политики США. Отчасти это желание проистекало из практической политики: обещания Картера во время кампании 1976 года о том, что его администрация будет уделять особое внимание правам человека, оказались популярными среди избирателей. Не менее важно и то, что акцент Картера на правах человека соответствовал его собственным убеждениям о необходимости жить нравственно.

          Что имел в виду Картер, когда утверждал, что сделает права человека ключевой частью американской внешней политики? В начале своего президентства Картер объяснил, что поддержка США прав человека включает продвижение «человеческой свободы» во всем мире и защиту «человека от произвольной власти государства». Эти принципы выросли из 1948 «Всеобщей декларации прав человека», заложившей основу современного движения за права человека. Картер верил в необходимость привлечения к ответственности союзников Америки, а также ее противников за их нарушения прав человека, подход, который рисковал обострить отношения с друзьями и расширить существующие разногласия с врагами. Это были риски, на которые Картер был готов пойти.

          Репутация администрации Картера в области прав человека была неоднозначной. Президент и его советники осудили нарушения прав человека со стороны Советского Союза и его восточноевропейских союзников. Кроме того, американские союзники, такие как Южная Корея, также подверглись жесткой критике за подавление демократического инакомыслия. Более того, Соединенные Штаты предприняли ощутимые действия, включая приостановку военной или экономической помощи, в знак протеста против практики прав человека правительств Чили, Сальвадора, Никарагуа и Уганды. С другой стороны, администрация Картера смягчила свою критику Советского Союза, основанную на правах человека, после того как правительство Брежнева пригрозило прекратить переговоры о контроле над вооружениями. Более того, Картер отказался остановить продажу военного снаряжения Ирану, правительство которого жестоко репрессировало своих противников, хотя некоторые из его советников призывали его к этому.

          Наследие гамбитов Картера в области прав человека было таким же неоднозначным, как и их практика. Картер больше, чем любой из предыдущих президентов, привносил соображения прав человека в американскую внешнюю политику, узаконивая эти опасения в процессе. Но консервативные республиканцы умело и успешно атаковали Картера за то, что он якобы подрывает позиции американских союзников, критикуя их недостатки в области прав человека. Эти атаки оказались вредными для Картера во время выборов 1980 года.

          Панамский канал

          Одна из первых задач Картера была связана с ролью США в Панаме. Договор 1904 года, заключенный президентом Теодором Рузвельтом, разрешил США использовать и оккупировать зону Панамского канала, полосу земли, прилегающую к Панамскому каналу, который открылся в 1914 году. В 1936 году президент Франклин Рузвельт в рамках «политики добрососедства» отказался от претензий США на право защищать жизнь и имущество американцев в панамских городах. В 1964 году, после антиамериканских беспорядков панамских студентов, США и Панама договорились о переговорах о будущем статусе зоны. Эти переговоры основывались на «восьми принципах», согласованных Генри Киссинджером в 1919 г.74, предусматривающий эксплуатацию канала Панамой к 1999 году и прекращение оккупации зоны США, тем самым установив суверенитет Панамы. Картер не оказался искусным переговорщиком. В его делегацию не входили сенаторы США, и он не информировал их до августа 1977 года, когда с Панамой было подписано «принципиальное соглашение».

          Консерваторы организовали массовую оппозицию договору, которой Картер пытался противостоять, заручившись поддержкой бывших президентов и устроив «беседу у камина» с американским народом. На слушаниях в Сенате госсекретарь Вэнс заявил, что США могут в одностороннем порядке защитить канал, но главный переговорщик по договору от Панамы Ромуло Эскобар отрицал, что США будут иметь какое-либо право вмешиваться после ратификации договора. Затем сенаторы Роберт Берд и Ховард Бейкер выступили спонсорами двухпартийной «поправки к руководству», определяющей права США на защиту канала. В конце концов соглашение было принято Сенатом, но только после того, как сенатор Деннис ДеКончини внес поправки, предоставляющие США право на вмешательство, и неохотно принял их президент Панамы Омар Торрихос. Это был унизительный момент для Картера и Вэнса, несмотря на то, что они получили одобрение договора.

          После этого республиканцы нападут на Картера за его «слабость» и за «раздачу» Панамского канала — тема, которая особенно хорошо звучала в южных штатах на промежуточных выборах 1978 года и президентских выборах 1980 года. мужество в заключении переговоров: опросы общественного мнения показали, что три четверти американцев были против этого.

          Кэмп-Дэвидские соглашения

          Самый большой внешнеполитический успех президентства Картера касался Ближнего Востока. После Войны Судного дня 19 г.73 между Израилем и его арабскими врагами, Египтом и Сирией, израильтяне постепенно вывели свои силы и отошли на Синайский полуостров. Однако они все еще занимали территорию Египта, и между этими противниками не было мира. Осенью 1978 года Картер пригласил премьер-министра Израиля Менахема Бегина и президента Египта Анвара Садата встретиться с Картером в Кэмп-Дэвиде, загородной резиденции президента недалеко от Вашингтона. С 5 по 17 сентября 1978 года Картер курсировал между израильской и египетской делегациями, вырабатывая условия мира. Следовательно, Бегин и Садат достигли исторического соглашения: Израиль уйдет со всего Синайского полуострова; США установят посты наблюдения, чтобы гарантировать, что ни одна из сторон не нападет на другую; Израиль и Египет признают правительства друг друга и подпишут мирный договор; и Израиль обязался вести переговоры с палестинцами о мире.

          Со времен усилий Теодора Рузвельта по прекращению русско-японской войны в 1905 году ни один президент так эффективно не выступал посредником в споре между двумя другими странами. Бегин сделал несколько уступок Картеру, в том числе согласился с принципом суверенитета Египта над всем Синаем и полным уходом Израиля со всех военных объектов и поселений. Взамен Картер согласился предоставить Израилю средства для восстановления израильских военных баз в пустыне Негев. Поскольку позиции Садата и Картера были довольно близки, по ходу конференции они стали хорошими друзьями. Садат также пошел на некоторые уступки Картеру, что оттолкнуло часть его собственной делегации. В конце концов его премьер-министр ушел в отставку, полагая, что американцы и израильтяне перехитрили Садата.

          Кэмп-Дэвидские соглашения, парафированные 17 сентября 1978 г. и официально подписанные в Вашингтоне 26 марта 1979 г., были самым значительным внешнеполитическим достижением администрации Картера, и сторонники надеялись, что они оживят его борющееся с трудностями президентство. Хотя Бегин и Садат получили Нобелевскую премию мира в 1979 году за это действие, Картер не получил от этого достижения значительной политической выгоды.

          Отношения с Советским Союзом

          Картер надеялся продолжить политику разрядки с Советским Союзом, но его назначение на пост Бжезинского в Совете национальной безопасности (СНБ) дало ему советника, который с глубоким подозрением относился к советским мотивам и возглавлял Картера в несколько крупных столкновений с русскими. Картер приказал провести масштабное пятилетнее наращивание обороны, что Советы сочли провокационным. В свою очередь, советское вторжение в Афганистан с целью подавления мусульманского восстания возмутило Соединенные Штаты. Последовавшая за этим партизанская война помешала переговорам между Москвой и Вашингтоном о контроле над вооружениями. Обе стороны подписали ОСВ-2, договор об ограничении развертывания ядерных ракет, и этот договор был отправлен в Сенат. После вторжения стало ясно, что Сенат не предпримет никаких действий. Картер отозвал договор, но Москва и Вашингтон согласились соблюдать его условия, хотя ни одна из сторон его не ратифицировала.

          В отместку за вторжение СССР в Афганистан Картер прекратил продажу зерна в Советский Союз и приказал американским спортсменам бойкотировать летние Олимпийские игры в Москве в 1980 году. Поскольку большая часть общественности считала это более карательным по отношению к американским пловцам и бегунам, чем к советским лидерам, ответ Картера только укрепил его слабый имидж.

          Признание Китая

          Картер продолжал расширять контакты Америки с коммунистическим Китаем, предоставив коммунистическому режиму официальное дипломатическое признание 1 января 1979. Для этого требовалось разорвать дипломатические отношения и отозвать признание некоммунистического Тайваня (также известного как Китайская Республика). Более того, Картер в одностороннем порядке аннулировал Договор о взаимной обороне 1955 года с Китайской Республикой, вступивший в силу 1 января 1980 года. Консервативные республиканцы оспорили аннулирование договора Картером в федеральных судах. В федеральном окружном суде победил его оппонент. Однако в апелляционном суде возобладала позиция правительства, согласно которой Картер имел право расторгнуть договор без согласия Сената. Затем Верховный суд отклонил все дело, не вынеся никакого решения (по формальности, связанной с правоспособностью подать в суд на сенатора-республиканца Барри Голдуотера), таким образом оставив конституционную победу за президентом по умолчанию. Признание Картером Китая значительно снизило напряженность в Восточной Азии. На смену сторонникам жесткой линии в Китае пришли коммунисты, которых больше интересовал экономический рост, чем военное противостояние. Между Китаем и США были установлены выгодные торговые отношения, что привело к огромному импорту готовых потребительских товаров из Китая в обмен на американские пиломатериалы и продукты питания.

          Чтобы заменить дипломатические отношения с Тайванем, Конгресс принял Закон об отношениях с Тайванем. Он предусматривал создание на Тайване Американского института, который выкупил старое американское посольство. Сотрудники института состояли из только что вышедших на пенсию американских офицеров дипломатической службы, имеющих опыт работы на Дальнем Востоке. Тайвань создал соответствующий институт в Вашингтоне, округ Колумбия, в котором работают бывшие дипломаты. Таким образом, каждая сторона продолжала поддерживать квазидипломатические отношения, хотя и делала вид, что они разорвали отношения. США продолжали поставлять Тайваню оружие для защиты с материка, что привело к некоторым трениям в американо-китайских отношениях.

          Иранский кризис с заложниками

          Иран стал важным игроком на шахматной доске 20-го века по двум причинам. В 1909 году там была обнаружена нефть, и она считалась географической пробкой, удерживающей Россию в азиатской бутылке и не допускающей ее на Ближний Восток. Британцы через англо-голландскую Shell Oil почти ничего не получали от иранской нефти в середине века, но в 1951 году новый непостоянный премьер-министр Мохаммад Моссадык выгнал их. Американское правительство забеспокоилось, что Иран теперь созрел для советского поглощения. Центральное разведывательное управление организовало переворот, в результате которого был свергнут премьер-министр и восстановлена ​​власть правящей династии Пехлеви, чей монарх в то время был низведен до подставного лица при Моссадыке. Этот лидер, Мохаммад Реза Шах Пахлава («Шах», что означает «правитель»), получил право управлять страной после того, как права на 80 процентов нефти были переданы (переданы) американским и британским интересам. Это сделало шаха западной марионеткой в ​​глазах многих иранцев.

          Но шах, воодушевленный американской поддержкой на протяжении многих лет, становился все более тираническим по отношению к своему народу. Он объявил соперничающие политические группировки вне закона и задействовал одно из самых страшных в мире агентств тайной полиции. Это привело к бесчисленным нарушениям прав человека. Ко времени президентства Картера недовольство шахом было широко распространено в Иране, как и гражданские беспорядки. Самую яростную оппозицию шаху возглавляла радикальная исламская группа, которая хотела создать правительство, более строго придерживающееся учений своей веры. Их верховный религиозный лидер, аятолла Хомейни, пятнадцать лет находился в изгнании в Париже. Но к началу 1979 консервативное исламское движение стало настолько сильным, что шах был вынужден бежать из Ирана и передать власть новой группе ориентированных на Запад технократов. Вскоре после этого аятолла вернулся на родину и был немедленно провозглашен миллионом иранцев, маршировавших на столицу, как бесспорный лидер нации.

          Шах сейчас находился в изгнании в Мексике, умирая от рака, и президент Картер разрешил ему приехать в Соединенные Штаты для убежища и лечения. Это привело в ярость мусульманских фундаменталистов в Иране. 19 ноября79 октября боевики-исламисты, верные аятолле, захватили американское посольство в Тегеране, столице Ирана. Они захватили шестьдесят шесть американцев и взяли их в заложники, требуя возвращения шаха, чтобы предстать перед судом. Кроме того, они требовали денег и имущества, которые шах спрятал за пределами Ирана, и извинений от Америки, которую они считали «Великим сатаной».

          Картер принял незамедлительные меры. Он заморозил иранские активы на миллиарды долларов в США, потом начал секретные переговоры, но ничего не вышло. То, как новостные телеканалы сообщали о кризисе, только усилило разочарование Америки. Толпы сожгли американский флаг и выкрикивали «Марг бар Америка» («Смерть Америке») в ночных телевизионных новостях Ирана. Эти видеоклипы были ретранслированы в Соединенных Штатах, что вызвало чувство опасения за заложников и гнев на Иран. Подсчитывая количество дней, в течение которых заложники находились в состоянии, ночные объявления, такие как «Америка в заложниках, день восемьдесят девятый», фокусировались на затянувшемся аспекте ситуации. Американцы стали нетерпеливы из-за, казалось бы, неэффективного президента, который не смог добиться освобождения заложников. Иранцы усиливали эту политическую напряженность, давая блестящие обещания, а затем почти ежедневно отказываясь от них.

          Наконец, Картер одобрил секретную военную миссию по освобождению заложников. К сожалению, у трех из восьми вертолетов, перевозивших десант, возникли механические проблемы. Один из них врезался в транспортный самолет в отдаленной пустыне Ирана, в результате чего погибли восемь солдат. После провала Иран рассредоточил заложников по укрытиям по всей стране, сделав спасение невозможным. Провал спасательной операции обрек Картера на политическую гибель. Казалось, это укрепило широко распространенное представление о том, что он не может добиться цели и что Америка потеряла свое преимущество.