Стратегия четырех углов: Модель четырех углов Портера

Модель четырех углов Портера

Как ваша организация формирует свою стратегию, и как она реагирует на меняющиеся рыночные условия? На действия, которые предпринимает ваша организация, влияет множество факторов. Например, ожидания клиентов, финансовые цели, корпоративная культура и ценности, уровень квалификации и способностей сотрудников и даже предположения о ваших сильных и слабых сторонах.

То же самое относится и к вашим конкурентам. Когда дело доходит до прогнозирования того, как они будут вести себя в будущем, важно учитывать все факторы, которые могут повлиять на их решения.

В этой статье мы рассмотрим модель четырех углов Портера, которую вы можете использовать для анализа ваших конкурентов и прогнозирования их будущего поведения.

Что такое модель четырех углов Портера?

Майкл Портер (Michael Porter), профессор Гарвардской школы бизнеса и создатель таких стратегических инструментов как «Бриллиант Портера», «Пять сил Портера» и «Цепочка создания стоимости», разработал модель четырех углов, чтобы помочь организациям анализировать позиции своих конкурентов и прогнозировать их будущие действия.

Рисунок 1: Модель четырех углов Портера

Четыре угла модели представляют предполагаемую мотивацию ваших конкурентов (состоящую из «Движущих сил» и «Предположений руководства») и действий (состоящих из «Стратегии» и «Возможностей»).

Углы мотивации отражают внутреннее состояние ваших конкурентов, например, их цели, философию, миссию и ценности. Углы действий показывают шаги, которые предпринимают ваши конкуренты, и которые вы можете наблюдать напрямую.

Рассматривая каждый из четырех элементов по очереди, вы можете предвидеть, как ваши конкуренты могут отреагировать в той или иной ситуации. Другие инструменты стратегии, такие как SWOT-анализ или Бостонская матрица, также могут помочь вам в этом; однако главная сила этой модели заключается в том, что она учитывает ключевые мотиваторы, культуру, предположения и ценности ваших конкурентов.

Применение модели

Давайте рассмотрим каждый из углов модели более подробно и обсудим, как вы можете применить каждый из них.

Движущие силы

Ваш первый шаг — попытаться понять, каковы могут быть цели ваших конкурентов, и оценить их прогресс в достижении этих целей. Это может помочь вам предвидеть, как они могут отреагировать – либо наступлением, либо обороной – на любую угрозу, исходящую от вашей организации. Вам также необходимо внимательно присмотреться к их ценностям и корпоративной культуре.

Возможные меры:

  • Начните с рассмотрения целей, о которых ваши конкуренты говорят в опубликованных материалах – например, на веб-сайтах, в годовых отчетах, в отчетах аналитиков, в интервью и в пресс-релизах.
  • Затем проведите PEST-анализ с точки зрения ваших конкурентов. Какие местные или национальные факторы могут повлиять на их цели и стратегию?
  • Используйте культурную сеть, модель корпоративной культуры Дила и Кеннеди или систему конкурирующих ценностей, чтобы проанализировать и лучше понять корпоративную культуру ваших конкурентов. Чем их культура отличается от вашей? Как это может повлиять на их цели и стратегию
  • Затем посмотрите на членов руководящей команды ваших конкурентов. Каково их происхождение? Как их талант и опыт могут повлиять на их цели и общую стратегию? Кто обладает наибольшей властью в этих организациях, и где они находятся в иерархии компании?
  • Наконец, посмотрите на выраженные ценности и миссию (Mission Statement) ваших конкурентов. Чем они отличаются от таковых в вашей организации? Как эти различия могут повлиять на решения и цели?
  • Затем соберите все эти данные вместе, чтобы подумать о том, насколько вероятно, что ваши конкуренты достигнут своих целей. Можно ли сказать, что они как  «хорошо смазанные механизмы», идеально настроенные на успех, или им еще предстоит проделать большую работу, чтобы продвинуться вперед?

Предположения руководства

Этот сектор модели четырех углов предлагает изучить предположения, которые ваши конкуренты и их управленческие команды могут делать о своих собственных сильных и слабых сторонах, а также о сильных и слабых сторонах отрасли в целом. Вам также необходимо подумать о предположениях, которые ваши конкуренты могут делать относительно целей и стратегий вашей организации.

Если ваши конкуренты считают, что их конкуренты – и отрасль в целом – сильны, то у них, скорее всего, есть стратегии реагирования на угрозы. Однако, если ваши конкуренты считают, что их конкуренты слабы или что отрасль находится в состоянии застоя, они могут не уделять много внимания бизнесу; или они могут быть не готовы иметь дело с новыми угрозами или с новыми технологиями, в том числе подрывными технологиями.

Возможные меры:

  • Проведите SWOT-анализ с точки зрения ваших конкурентов. Как вы думаете, в чем они видят свои сильные и слабые стороны? Получалось ли у них использовать эти сильные стороны в прошлом? Насколько вовлечены эти организации в отрасль? Быстро ли они внедряют новые технологии и лучшие практики? Если нет, то почему?
  • Затем проведите анализ «слепых зон» с точки зрения ваших конкурентов. Какие сомнительные предположения они могут делать об отрасли, а также о своих собственных сильных и слабых сторонах? И какие возможности могут открыть для вас эти ошибочные предположения?

Стратегия

Этот сектор модели предлагает взглянуть на стратегию ваших конкурентов. У большинства организаций есть две стратегии: “идеальная” стратегия, которая часто подробно описывается в ежегодных отчетах или в публичных заявлениях, и “фактическая” стратегия, которая отражается в действиях организации, а именно в приобретениях, выпусках новых продуктов и реагировании компании на угрозы.

Одна из целей этого сектора модели — определить, удовлетворены ли ваши конкуренты тем, как они работают в настоящее время. Если их существующая стратегия работает, то они вряд ли ее изменят. Однако, если они испытывают трудности, то, скорее всего, управленческая команда разрабатывает – или собирается внедрить – новую стратегию.

Возможные меры:

  • Посмотрите, где находятся ваши конкуренты в отрасли. Насколько хорошо они конкурируют? Прочитайте прошлые годовые отчеты, интервью и публичные заявления этих организаций. Соответствуют ли их действия их целям, или они следовали не тем курсом, который был озвучен?
  • Исходя из этого, попытайтесь понять, какова реальная стратегия ваших конкурентов, то есть как они будут пытаться победить на рынке. И подумайте о том, будет ли эта стратегия стабильной или может измениться.

Возможности

Последний квадрант модели предлагает взглянуть на компетенции ваших конкурентов и их эффективность. Ваши конкуренты могут хотеть действовать определенным образом, но их могут сдерживать слабые стороны, нехватка ресурсов или неверные предположения руководства.

Например, представьте, что ваша организация снижает цену на популярный продукт. Ваш крупнейший конкурент, возможно, тоже захочет снизить свою цену, но, если он испытывает финансовые трудности, он может оказаться не в состоянии этого сделать. С другой стороны, если у него есть сильная сеть поставщиков, он может сократить время доставки, чтобы конкурировать с вашей более низкой ценой.

Возможные меры:

  • Начните с перечисления ключевых компетенций ваших конкурентов. Проведите анализ основных компетенций и анализ УТП, чтобы определить компетенции, которые обеспечивают реальную выгоду для ваших конкурентов.
  • Далее, посмотрите на их стратегические альянсы. С кем они сотрудничают, кто может помочь им отреагировать на угрозу? И проведите анализ VRIO, чтобы понять их стратегические активы. Затем соберите все данные вместе, чтобы подумать о том, насколько вероятно, что конкуренты смогут реализовать свою стратегию.
  • В качестве последнего шага сведите воедино вашу оценку целей, предположений, фактической стратегии и возможностей ваших конкурентов, чтобы сформировать представление о том, как ваши конкуренты, вероятно, будут действовать и реагировать на ваши действия в будущем.

Модель четырех углов предполагает, что у вас есть глубокие знания о ваших конкурентах. Узнайте о них все, что сможете, из открытых источников и от людей, которые с ними работали, а затем сделайте свое лучшее предположение. Однако, если вы делаете слишком много предположений, имейте в виду, что ваши выводы могут оказаться ненадежными.

22 простых способа давать обратную связь каждый день

Автор: С.Бригз

(перевод с англ. языка)

Конечной целью обучения является понимание.

Но, как мы знаем, иногда легче просто рассказывать, чем учить, особенно когда нужно освоить много материала за короткий промежуток времени. И вот мы  надеемся, что ученики всё поймут — ну, если не сейчас, то перед контрольным тестированием, и «держим кулачки», чтобы их результаты показали, что мы выполнили свою работу качественно.

Проблема в том, что мы часто полагаемся на эти тесты и у нас не всегда есть время для устранения пробелов и недоразумений.

Эти стратегии помогут вам в эффективном учебном планировании и обучении:

  1. Задавайте открытые вопросы, которые побуждают говорить и писать.

Избегайте вопросов, предполагающих ответ «да/нет» (закрытых вопросов) и выражений типа «Имеет ли это смысл?», «Верно это или нет?». В ответ на  них ученики обычно отвечают «да», а потом многие признаются, что ответили так, просто растерявшись.

Открытые вопросы побуждают думать, анализировать. Спрашивайте «Как ты собираешься это сделать?», «Почему ты выбрал такой способ решения?» и т.д.
(От редактора:
Как задавать открытые вопросы? )

  1. Проводите рефлексию

Уделите последние пять минут урока рефлексии — попросите учащихся задуматься над уроком и записать то, что они узнали. Затем попросите их подумать, как они будут применять эту концепцию или навык на практике.

  1. Используйте викторины

Проведите короткую викторину в конце урока, чтобы проверить понимание.

  1. Просите учащихся подвести итоги

Пусть ученики обобщают, систематизируют,  перефразируют полученную информацию. Это можно сделать и письменно, и устно.

  1. Используйте ручные сигналы

Эта стратегия требует небольшой предварительной подготовки (в начале учебного года) —  вы объясняете, что определенным количеством пальцев руки (от одного — ничего не понятно, до пяти — всё ясно)  ученики могут показать уровень своего понимания.

Применение сигналов позволяет учителю проверять понимание содержания урока в большой группе.

  1. Используйте карточки

Индексные карты, карточки, знаки, флажки, доски, магнитные доски или другие предметы — любые из них одновременно поднимаются и удерживаются всеми учениками класса, чтобы показать их ответ на вопрос или проблему, озвученную вами.
(От редактора: можно использовать Kahoot или Lectureraice)

  1. Поиграйте в «Четыре угла»

Это быстрый, простой и веселый способ для учащихся выразить свою полную уверенность в правильности, согласие, сомнение или  несогласие, а для учителя — возможность контролировать и оценивать понимание.

Задайте вопрос или сделайте заявление. Попросите учеников перейти в один из уголков класса, соответствующий их ответу: «я уверен, что да», «я согласен», «я не уверен, сомневаюсь», «я не согласен».

  1. Попросите поделиться с друзьями

Дайте учащимся несколько минут на обдумывание темы и вопросов по ней, затем предложите сравнить свои мысли с соседом по парте.

  1. Читайте хором вслух

Пусть ученики сначала отметят главные мысли или ответы на вопросы в  тексте учебника, затем читают хором вместе с вами. Эта стратегия позволяет развить беглость чтения; различать вопросительные и повествовательные предложения; практиковать чтение диалогов, чтение с выражение и др.

  1. Проведите опрос с одним вопросом

Задайте один целенаправленный вопрос с конкретной формулировкой, на который можно ответить в течение 1-2 минут. Затем быстро отсканируйте ответы (используя мобильные приложения со считыванием QR-кодов, например) и оцените понимание учащихся.

(От редактора: тоже можно использовать Kahoot и другие сервисы для быстрого оценивания ответов. Но проще посмотреть на поднятые руки)

11. Используйте сократические семинары

Это такая практика организации семинара, в которой дети учатся формулировать вопросы, задавать их друг другу, дополнять высказывания и инициировать беседу, чтобы облегчить понимание темы или прийти к новому её осмыслению.

(От редактора:
Что такое сократические семинары
и Как проводить сократические семинары (от школы Летово))

  1. Используйте три стандартных вопроса (прием 3-2-1)

Учащиеся обдумывают  то, что они узнали на уроке, отвечая на следующие вопросы: 3) что они извлекли из вашего урока; 2) о чем они хотят узнать больше; и 1) какие вопросы они хотят вам задать. Эта стратегия рефлексии стимулирует  мыслительную деятельность и помогает обрабатывать информацию.

13. Выдайте «билет за дверь»

Пусть в самом конце урока учащиеся за короткое время выскажут письменно свое понимание темы или проблемы, поднятой на занятии. Каждый ответ — это «билет за дверь», т.е. возможность покинуть класс. Такое упражнение не только быстро генерирует множество идей, которые впоследствии  могут быть объединены в целые проекты, но и вносит развлекательный момент в конце урока, добавляет нотку соревновательности в борьбе за желание уйти с занятия первым.

  1. Предложите вести «дневник рефлексии»

Эта тактика также подходит для окончания урока — в  «дневниках рефлексии» учащиеся пишут свои мысли, возникшие на уроке, например, что они узнали, что вызвало у них трудности, описывают стратегии, которые они посчитали  полезными, или другие темы, связанные с уроками. Читая ученические работы, вы можете определять общие и индивидуальные заблуждения и успехи.

  1. Проведите короткое формирующее оценивание на бумаге

В индивидуальном порядке дети коротко отвечают на вопросы распечатанного теста, который оценивает их  знания и навыки. Этот тест предполагает как самопроверку, так и проверку учителем, и отслеживает прогресс отдельных учеников, пробелы в достижениях других, помогает вам планировать дальнейшую работу с учетом полученных результатов.

(От редактора: можно провести опрос онлайн)

  1. Проверьте ошибки понимания

Дайте учащимся заведомо неверное представление по теме урока и спросите, согласны они или нет, попросите объяснить, почему.

  1. Пригласите поиграть в аналогии

Обучение с помощью аналогий может быть очень эффективным. Предлагайте учащимся подумать, на что похоже то, что изучается на уроке, и объяснить это через собственные аналогии.

(От редактора: сравните с приемами развивающего обучения.)

  1. Проверяйте часто

Проверяйте понимание учебного материала, минимум три раза за урок!

  1. Используйте разные методы оценивания

Вы должны использовать все время разные индивидуальные и групповые методы и стратегии оценивания. Это означает, что в течение одного урока один и тот же метод не должен повторяться.

  1. Сделайте оценивание полезным

Каждая проверка учащихся должна приносить вам ответы на вопросы: стоит ли изменить курс или продолжить, как планировалось? надо ли остановиться и начать заново? сделать ли передышку и объяснить отставшим по-другому?

  1. Организовывайте взаимообучение и взаимопроверку

Возможно, самым точным способом проверить понимание является та стратегия, в которой один ученик пытается научить другого тому, чему уже сам научился.

  1. Предложите указать «что вы знаете и не знаете»

Независимо от того, делаете ли вы t-диаграмму, рисуете ментальную карту или используете какие-либо другие средства, учащиеся не просто перечисляют то, что по их мнению они знают, но и то, что они не знают. Это будет не так просто, как кажется — мы обычно не знаем, чего мы не знаем.

Они также часто не могут адекватно оценить свои знания, что делает этот прием не слишком точным. Но это нормально — цель не в том, чтобы они были точными и полными в своей самооценке, цель состоит в том, чтобы вы могли понять, что они думают о том, что знают и не знают.

И это прекрасное начало для того, чтобы начинать разговор о чем-то новом с учениками.

А какие еще способы знаете вы? Расскажите в нашей группе!

Стратегия преподавания «Четыре угла»

Уровни обучения: все
Направления общественных наук: все

Почему: (Цель)

  • Совместное обучение
    • Способствует обсуждению между коллегами
    • Поощряет принятие решений, самоуправление и Аудирование
  • Глубокое обучение
    • Совместное обучение
    • Эффективное общение
    • Развитие академического мышления и навыков оценки
  • Высшая успеваемость
    • Способствует критическому мышлению и рассуждениям
    • Позволяет учащимся согласовывать свое обучение
    • Улучшает и укрепляет коммуникативные навыки
  • Более активное участие
    • Движение во время обучения, ведущее к повышению внимательности
    • En побуждает учащихся рационализировать и быть решительным
    • Обеспечивает студенты с возможностью быть лидером
  • Благополучие
    • Дает студентам возможность движения и выбора
    • Позволяет учащимся укрепиться и успокоиться, видя и слыша ответы своих сверстников
    • Поощряет более личное общение со сверстниками

Что: (Описание стратегии) ​​

Стратегия обучения «Четыре угла» предназначен для того, чтобы заставить учащихся двигаться во время оценки или введения темы или содержания. Эта стратегия заключается в том, что учащимся предлагается принять решение по вопросу, проблеме или теме, физически переместившись в заранее определенную часть комнаты на основе их ответа или выбора. Стратегия обучения по четырем углам требует очень небольшой подготовки, ее легко реализовать практически в любом классе или на любом уровне обучения, и она допускает множество вариантов, обусловленных потребностями класса.

Как: (Как разработать стратегию)

Для использования в качестве начала обсуждения:

  1. Создайте четыре различных плаката/ярлыка «группы мнений» и разместите по одному в каждом углу комнаты (например, полностью согласен, согласен , не согласен, категорически не согласен).
  2. Составьте спорное утверждение, относящееся к единице исследования (например, «Христофор Колумб открыл Америку»).
  3. Дайте учащимся минуту, чтобы они усвоили утверждение, сформулировали свое мнение и переместились в соответствующий угол.
  4. Попросите учащихся записать свои рассуждения и поделиться ими с партнером из той же «угловой» группы.
  5. Предложите учащимся поделиться в своей группе в течение 2-3 минут, прежде чем обобщать мысли и рассуждения группы.
  6. Группы по очереди делятся своим мнением и подкрепляют свои рассуждения под руководством учителя.

Для использования в качестве формирующего оценивания:

  1. Назначьте каждому углу комнаты предпочтение, тему, вариант ответа и т. д.
  2. Задайте вопрос или дайте инструкции, и ученики перейдут в нужный угол.
  3. Затем учащиеся собираются в небольшие группы (2-3 человека) для обсуждения предпочтения, темы, варианта ответа и т. д.
  4. Задайте уточняющий вопрос, доказательство, уточнение или задание.
  5. Затем учащиеся сотрудничают в своих малых группах, чтобы обосновать или поддержать свои ответы.
  6. Группы учащихся по очереди делятся информацией с большей группой. Проверьте на понимание, уточните и при необходимости исправьте.

Цифровое/виртуальное применение стратегии:

Для виртуальной реализации этой стратегии используйте один из следующих вариантов:

  • Попросите учащихся поднять один, два, три или четыре пальца, чтобы сообщить свой «угол». выбора.
  • Попросите учащихся поднять большой палец вверх, вниз, влево или вправо, чтобы сообщить о своем выборе или мнении.
  • Создайте и назначьте разные комнаты отдыха для каждого «уголка» по выбору, прежде чем снова собраться в большой группе, чтобы поделиться.
  • Используйте Google Jamboard или Google Doc и назначьте разные страницы для каждого «угла». Попросите учащихся опубликовать свои рассуждения или доказательства по каждому из них.

Учитель также может предоставить учащимся возможность «доказать» или «опровергнуть» другие варианты или варианты, используя ту же настройку.

Очное применение стратегии:

При очном обучении познакомьте учащихся со стратегией обучения в четырех углах, показав учащимся пробный прогон на простом примере (например, любимый тип еды). Установите и установите нормы и ожидания. Некоторые основные из них включают в себя:

  • Где учащиеся начинают занятие (на своих местах, в середине комнаты и т. д.)
  • Как учащиеся могут двигаться (ходить, прыгать, ползать и т. д.)
  • Как долго учащиеся должны выбирать их углу
  • Что учитель будет использовать для управления временем (голос, таймер и т. д.)
  • Какие вопросы для обсуждения ученики будут использовать в своем углу
  • Кто будет говорить от лица группы и как (например, мысли и ответы)

Затем задайте вопрос, проблему или определите тему для размышления учащихся перед тем, как попросить их перейти в выбранный ими «уголок» для подготовки к обсуждению. В идеальной обстановке это будет состоять из учеников, распределенных по четырем углам классной комнаты, с учителем, ведущим из центра.

Учащиеся будут общаться друг с другом в течение определенного периода времени, прежде чем выбрать представителя, который подытожит свои «краеугольные» доказательства и рассуждения перед остальным классом. Выслушав со всех сторон, позвольте любому учащемуся «передумать» на основе предоставленных доказательств. После того, как вопрос, проблема и/или тема раскрыты, учащиеся возвращаются в назначенное место для начала, чтобы подготовиться к следующему упражнению.

Графический органайзер:

Four Corners — набор инструментов для учителя

Этот метод стимулирует обучение учащихся посредством движения и обсуждения, а также может использоваться в качестве формирующего оценивания. Учащимся предлагается спорное утверждение или задается вопрос. В каждом из четырех углов класса размещается мнение или ответ. Учащиеся выражают свое мнение или ответ, стоя перед одним из четырех утверждений, а затем рассказывая другим о том, почему они выбрали именно этот угол. Четыре угла способствуют слушанию, вербальному общению, критическому мышлению и принятию решений.

Как использовать

1. Подготовьте

Создайте спорное утверждение или вопрос, связанный с вашей темой исследования. Сформулируйте четыре различных мнения (часто учителя используют «Полностью согласен», «Согласен», «Не согласен» и «Совершенно не согласен») относительно утверждения или четырех возможных вариантов ответа на вопрос. Разместите их на диаграммной бумаге в четырех разных местах вашего класса. Мнения/ответы также могут отображаться на афише в формате множественного выбора, при этом каждый угол комнаты помечен как A, B, C или D. 

2. Присутствует

Прочитайте утверждение или проблему классу, не давая им выбора. Дайте учащимся время на самостоятельное обдумывание ответа на утверждение/вопрос. Вы можете попросить их записать свой ответ и причину своего выбора. Затем укажите варианты ответов. Попросите учащихся выбрать вариант, наиболее близкий к их первоначальному ответу.

3. Зафиксировать угол

Попросите студентов собраться в том углу комнаты, который соответствует их выбору. В каждом углу учащиеся образуют группы по два-три человека, чтобы обсудить причины выбора того или иного варианта.

4. Обсудить

Выделите две-три минуты на обсуждение. Предложите учащимся представить групповое резюме своих мнений. Это можно сделать в виде устной презентации или в виде письменного заявления.

Когда использовать

Используйте «Четыре угла» в любой момент урока, чтобы структурировать содержательную беседу:

  • Прежде чем вводить новый материал, задействовать имеющиеся знания
  • После просмотра дискуссионного видеоклипа, чтобы оценить реакцию
  • После прочтения короткого текста начать обсуждение
  • В середине прямого обучения, чтобы помочь учащимся обрабатывать информацию
  • Когда студенты нуждаются в движении
  • В качестве тестового обзора после модуля обучения
Варианты

A-B-C-D

Для тестового обзора поместите A, B, C или D в каждый угол. Задайте вопрос с несколькими вариантами ответов, и пусть учащиеся перейдут к варианту ответа, который они бы выбрали. По прибытии в свой угол пары или тройки обсуждают, почему они выбрали свой ответ. Группы делятся своими рассуждениями, а затем учащимся разрешается менять свой угол после того, как они выслушают аргументы каждого угла.