Содержание
Танк Е-100 — характеристики
Немецкий сверхтяжёлый танк Е-100 появился в результате попытки создать конкурента Маусу, разработанному Фердинандом Порше.
Сотрудники фирмы Адлерверке 30 июля 1943 года начали работу над этим проектом. Е-100 должен был стать самым мощным и тяжёлым в Е-серии, имея защиту на уровне Мауса и хорошую подвижность при этом. Кроме того, на всю серию планировали ставить унифицированные части для облегчения производства и ремонта, а, зарекомендовавшая себя как очень капризная и сложная подвеска, наконец-то заменялась на другую.
Создание
Путь у танка оказался довольно тернистым. В конце 1944 года Гитлер лично издал приказ в связи со сложным положением Германии, согласно которому разработка и производство всех сверхтяжёлых танков отменялись. Несмотря на это, на заводе Хеншель сотрудники до самого конца войны продолжали создавать Е-100.
К 1945 году для Е-100 изготовили корпус и ходовую часть, после чего успели провести несколько испытаний. Но война уже заканчивалась, вследствие чего окончательные испытания были проведены в Великобритании после того, как его захватили и переправили туда союзные войска.
Теперь, после краткого экскурса в историю, можно поговорить об особенностях сверхтяжёлого танка Е-100. Корпус и ходовая были собраны вместе, а всё остальное находилось лишь в проектном состоянии, поэтому точно сказать его характеристики не выйдет.
Конструкция
Компоновка Е-100 сохранила традиции немецкого танкостроения и предполагала переднее размещение трансмиссии вместе с задним расположением двигателя. Экипаж должен был состоять из 6 человек — командира, наводчика, двух заряжающих в башне и радиста с механиком-водителем в корпусе.
Вес Е-100 планировался около 140 тонн, но при этом стояла задача обеспечить сравнимую с Маусом защиту. Бесконечно наращивать толщину бронелистов невозможно, поскольку это повышает вес и уменьшает объём доступного пространства внутри корпуса. Поэтому многие листы брони на Е-100 разместили под наклоном, что позволило повысить защиту при меньшей массе.
Корпус
Верхний лобовой лист имел толщину 200 мм и угол наклона 60°, что давало приведённую толщину около 300 мм, нижний — 200 мм и 50°. Это делало лоб корпуса практически неуязвимым для современных ему орудий.
Борта достигали 120 мм, причем снаружи ещё имели экраны толщиной 65-75 мм, защищающие ходовую часть от повреждений.
Кормовая часть корпуса также отличалась отличной защитой, заключающейся в листе брони толщиной 150 мм под углом 50°.
И даже днище с крышей корпуса имели довольно неплохую толщину в 80 мм. Конечно, на фоне других цифр эти смотрятся совсем не внушительно, но вспомните про бронезащиту лёгких и средних танков, чей лоб был менее прочным, чем крыша у Е-100.
Башня
Изначально инженеры планировали установку башни от Мауса, но позже было предложено ещё два варианта.
Один из них это башня «Mausturm II», фирмы Крупп, отличающаяся возможностью установки в неё другого орудия и худшей защитой бортов из-за толщины всего 80 мм. При этом лобовой лист должен был быть прямым и расположенным под наклоном, что давало хорошую стойкость к попаданиям снарядов.
А последний вариант башни Е-100 так и остался практически не изучен, поскольку чертежи или эскизы не сохранились, а образец не успели изготовить. Известно лишь то, что проектировалась она по заказу фирмы Адлер и отличалась наклонными листами брони.
Вооружение
Планируемое к установке орудие менялось вместе с вариантами башен. В самом начале это было 12.8 см KwK 44 L/55 и спаренное 7.5 см KwK 37 L/24. После этого инженеры решили установить 15 см KwK 44 L/38, ради которого и была спроектирована вторая башня. Позже оказалось, что это орудие с незначительными недоработками ставится и в первую из башен. А в вариант фирмы Адлер должно было устанавливаться всё то же 15 см KwK 44 L/38 или огромное и сверхмощное 17,3 см KwK 44 .
Ходовая
Ходовая часть была переработана, как и на остальных танках Е-серии. Теперь она использовала не торсионы, а пружины Бельвиля, что позволило освободить место в корпусе, выдерживать большие нагрузки и значительно облегчить обслуживание с ремонтом, поскольку для замены катка теперь не было нужды снимать множество других, демонтируя чуть ли не половину ходовой части при этом.
Фирмой Адлерверке были созданы гусеницы шириной в метр, с которыми Е-100 не помещался на железнодорожные платформы, поэтому пришлось, как и на Тигре, использовать более узкие гусеницы во время транспортировки и снимать внешний ряд опорных катков вместе с бортовыми экранами.
Ходовую часть на Е-серии большинство источников хвалит, но есть и подводные камни. При всех своих плюсах, её производство наладки технологий по созданию тарельчатых пружин и материала для них. Кроме того, требовалось ещё долго и точно механически обрабатывать части подвески на фрезерных и токарных станках. В итоге теоретически более простая, технологичная и дешёвая подвеска могла оказаться более дорогой и сложной в производстве из-за требования дефицитных на тот момент материалов, станков и рабочей силы.
Двигатель
В качестве двигателя планировался 1200 сильный Maybach HL234, который должен был разгонять танк Е-100 до 40 км/час, но его производство так и не было налажено до самого конца войны, поэтому испытания проводились с Maybach HL230 мощностью 700 л. с., чего явно не хватало для 140 тонн, из-за чего на полигоне Е100 достиг лишь 20 км/час и отличился ужасной проходимостью.
Эпилог
Танк Е-100 так и не был произведён даже в единичном экземпляре, а на испытаниях был установлен маломощный двигатель, после чего всё было отправлено на разборку. Такая незавидная судьба оказалась у довольно перспективного немецкого танка. В отличии от своего конкурента, Мауса, Е-100 обладал меньшим весом, лучшей защитой, подвижностью, технологичностью и возможностью установки более мощного вооружения. Но помогло бы это ему на войне? Наверняка нет, ведь оставались нерешёнными проблемы, присущие сверхтяжёлым танкам, например, маленький запас хода на уровне 100 километров, невозможность проезжать через многие мосты, цена производства и размеры, благодаря которым танк становился отличной мишенью для всех, в том числе и авиации, которой огромная толщина лобовых бронелистов не особо мешала.
Танк Е-100 был лишь интересным образцом немецкого танкостроения, но никак повлиять на ход войны, будучи даже введённым в серийной производство, не мог. Впрочем, как и другие проекты немецкого сверхоружия.
Сверхтяжёлый танк Е-100. — Альтернативная История
Главная » Нереализованные проекты танков Третьего Рейха и Германии. » Сверхтяжёлый танк Е-100.
в Избранноев Избранномиз Избранного 7
В своей статье про Маус я упоминал, что у него был конкурент. Это танк Е-100. Расскажу о нём поподробней.
Содержание:
История создания
Проект Е 100 был разработан фирмой Heereswaffenamt как конкурент более известного Мауса, поскольку существовала значительная оппозиция Фердинанду Порше и его оригинальным идеям.
Бронетанковая комиссия Рейха (кстати, Порше был исключён из этой комиссии) составила долгосрочный план по созданию унифицированной серии Entwicklung-typen или E-серии. Эта серия танков должна была состоять из стандартных частей и включать в себя машины различных размеров и назначений для замены стоявших на вооружении. Машины имели обозначение с указанием в номере их вес в тоннах: E-10, E-25, E-50 (Panther II), E-75 (Tiger III) и Е-100. Из них только проект Е-100 удалось фактически начать.
Корпус Е-100, захваченный в 1945 году
Ещё один корпус
Когда Порше начал работу по Маусу, то его первоначальный проект был сделан совместно с фирмой Henschel, строителями Королевского Тигра, для унификации Королевского Тигра и Мауса. Этот проект стал известен как PzKpfw VII Лев. Суть проекта состояла в том, чтобы установить на тяжёлый танк 128-мм пушку от Ягдтигра. Но этот проект был свёрнут и заменён на проект Е-100, танка с такой же пушкой и башней от Мауса, а также были разработаны варианты со 150-мм и 170-мм пушками. Ходовая была аналогична той, которая уже стояла на Королевском Тигре.
Солдаты союзников осматривают захваченный корпус Е-100
Е-100 в бою в игре World of Tanks
Послевоенная судьба проекта
Строительство прототипа Е-100 происходило очень медленно, и до приказа Гитлера о прекращении работ по сверхтяжелым танкам так и не было закончено ни одной машины. До конца войны были готовы только корпуса и подвеска.
Сравнение моделей Е-100 и Pz-IV
После войны на полигоне в Абердине были проведены ходовые испытания корпуса без башни Е-100 с двигателем Майбах. На этих испытаниях даже значительно облегчённый танк смог развить всего 20 км/ч. И трудно теперь представить, с какой бы скоростью смогла двигаться полностью укомплектованная машина. Правда, справедливости ради нужно заметить, что на испытуемой машине стоял двигатель с Королевского Тигра мощностью 700 л/с, тогда как по проекту предусматривалась установка 1200-сильного мотора. С ним танк должен был развивать скорость 40 км/час.
По мнению германских историков бронетанковой техники, если бы проект Е-100 был готов вовремя, то именно он пошёл бы в производство, а не машина Порше, так как Маус кроме большего веса имел ещё один серьёзный недостаток. Это неудачная форма корпуса, с большим количеством вертикальных поверхностей. Е-100 также имел вертикальные поверхности, но в гораздо меньшем количестве. Еще одним недостатком Мауса по сравнению с E100 был бензин-электрического привода, который, несмотря на революционное решение для того времени, был ещё очень сырой и нуждался в серьёзной доработке.
Технические характеристики:
Вес: 137 790 кг
Экипаж: 5-6 человек
Двигатель:
Maybach HL 230 P30 / 12-цилиндровый / 700 л/с (прототип)
Maybach HL 234 / 12-цилиндровый / 1200 л/с (производство)
Скорость: 38-40 км/ч
Запас хода: Шоссе: 120 км
Длина: 10. 27 м(с пушкой)
Ширина: 4.48 м
Высота: 3.32 м
Вооружение (планируемое):
128 мм KWK 44 L/55
75 мм KWK 44 L/36.5
1×7.92mm MG34 (планируется)
или
150 мм KWK 44 L/38
170 мм KWK 44 И
Броня(мм / угол):
Лобовая башни: 240
Лобовая корпуса: 150/40
Боковая у башни: 200/30
Боковая у корпуса: 120 / 0
Задняя часть башни: 200 / 7
Задняя часть корпуса: 150/30
Башни верх: 90
Корпус верх / низ: 80/90
Маска пушки: 240
Jagdpanzer E 100 (Фальшивый танк)
Германский рейх (1944 г.)
Истребитель танков — Фейк
Сверхтяжелый танк E 100 — один из самых очаровательных танков нацистской Германии. Хотя у него нет почти мифических боевых легенд о тиграх или огромного веса Maus, его частично построенный корпус был достаточно впечатляющим, чтобы закрепить его в танковой истории на десятилетия вперед. Неизвестность и характер проекта привели к огромному количеству спекулятивных преобразований и модификаций «что, если». Одной из таких серых зон является Sturmgeschütz E 100, недолговечный план превращения E 100 в штурмовое орудие. К сожалению, чертежей компоновки не сохранилось, поэтому внешний вид этой машины вызывает много споров. Самое известное изображение — это каземат, установленный сзади, прославленный игрой Wargaming World of Tanks (WoT).
Wargaming использовала Sturmgeschütz, чтобы заполнить линейку немецких ПТ-САУ X уровня в WoT. Из-за популярности, которой игра пользовалась на протяжении 2010-х годов, WoT быстро стал центральным источником информации и введением в танки для большинства любителей танков, что сделало ошибочно названный Jagdpanzer E 100 тем, о чем большинство думает, упоминая самостоятельную машину на базе E 100. самоходная пушка.
История
WoT предоставляет короткую, но несколько неточную историческую информацию о машине:
«Е100 задумывался как основа для самоходки, зенитной установки и истребителя танков. Однако разработка так и не была начата».
Никогда не планировалось строить зенитную машину на базе корпуса E 100 (или Maus, если уж на то пошло). В сети появилось много таких дизайнов, но они фальшивые.
Точно так же никогда не было планов сделать артиллерийскую самоходку на базе E 100, хотя эта фальшивая машина также попала в игру в виде Geschützwagen E 100.
Крупп и Порше работали над закрытым самоходным орудием прямой наводки, но эта конкретная машина должна была быть Sturmgeschütz (штурмовое орудие), а не Jagdpanzer (истребитель танков). Это называлось 15/17 cm Sturmgeschütz auf E 100 Fahrgestell (штурмовое орудие 15/17 cm на шасси E 100). Проект стартовал 9 мая 1944 года, когда представители Порше и Круппа встретились, чтобы обсудить вопрос о новом тяжелом штурмовом орудии. Крупп продемонстрировал планы по установке 15-см орудия L/63 или 17-см орудия L/53 внутри неподвижного каземата на шасси Maus. Это было конкуренцией тому, что планировала другая фирма, Adler, заключавшаяся в установке этих орудий внутри фиксированного каземата, но на шасси E 100. Сотрудник по производственным квотам Оберинг Хендель предпочел конструкцию E 100 Maus, поскольку корпус Maus был значительно выше и с установленным казематом не проходил через стандартные железнодорожные туннели того времени.
28 мая 1944 года Krupp потребовал построить деревянный макет шасси E 100 Sturmgeschütz в масштабе 1:5 с обоими вариантами орудия.
К сожалению, единственным сохранившимся чертежом из этой программы является тот, на котором показана 150-мм артиллерийская установка, оставив место каземата для долгих споров.
План установки орудия 15cm L/63 на шасси Е 100. Источник: Warspot
Вероятность того, что эта программа трансформировалась бы в Jagdpanzer E 100, вовсе не отсутствует, если бы программа продолжалась. Хотя название неисторично, многие немецкие Jagdpanzer начали свою жизнь как Sturmgeschütz, такие как Ferdinand, Jagdpanzer IV, Jagdpanther и Jagdtiger. Разница между Sturmgeschütz и Jagdpanzer заключалась не в конструкции или форме, а в вопросе развертывания и доктрины. Однако проект Sturmgeschütz E 100 был закрыт до того, как Panzerwaffe смогли украсть его из рук Sturmartillerie.
HD модель Jagdpanzer E 100 в WoT. Источник: FTR
В World of Tanks
В WoT Jagdpanzer E 100 имеет большую толстобронированную надстройку в задней части корпуса, аналогичную надстройке Ferdinand, с моторным отсеком, сдвинутым к середине. транспортного средства. Экипаж состоит из 6 человек, командира, механика-водителя, наводчика, радиста и 2 заряжающих. Он вооружен 17 cm Pak, скорее всего, вдохновлен настоящим 17 cm Stu.K. Пушка L/53. Он может нести 24 снаряда калибра 170 мм и перезаряжать снаряд примерно за 25 секунд. Двигатель «Maybach Neues Projekt» мощностью 1200 л.с. позволяет 134-тонному автомобилю развивать максимальную скорость 30 км/ч. Важно отметить, что эти цифры всегда меняются в попытках разработчиков игры сбалансировать транспортное средство в игровой среде и часто весьма далеки от реальности, но понятны с игровой точки зрения.
Название Maybach Neues Projekt, скорее всего, вымышленное, но на самом деле для E 100 был двигатель мощностью 1200 л. с. Он назывался HL 234, вариант HL 230 с наддувом. Трансмиссия Мекидро. Однако с этими компонентами Адлер переместил трансмиссию и ведущую звездочку назад, а это означает, что на версии танка E 100 башня была сдвинута вперед, что потребовало более длинного корпуса — совершенно другой вид по сравнению с оригинальным E 100. К сожалению, однако , Адлер разрушил их планы в конце войны, чтобы избежать захвата. Задняя трансмиссия также сделала бы его несовместимым с возможностью установки каземата сзади для Sturmgeschütz. На Jagdpanzer E 100 двигатель был перемещен в середину машины, чтобы освободить место для надстройки в задней части.
В задней левой части надстройки была добавлена небольшая башня с чем-то вроде автопушки меньшего калибра или крупнокалиберного пулемета. В игре он не работает. Такая идея разумна для стационарного казематного автомобиля такого размера, чтобы защитить уязвимые корму и левый борт. Сбоку каземата видны маленькие штыри. Они задержали бы гусеничные звенья. Траки шириной 1100 мм невозможно было установить/снять вручную из этого положения. Следовательно, потребуется небольшой кран, часто показанный на разных моделях.
ПТ-САУ в WoT очень хорошо бронирована: 250 мм в передней части надстройки и 150 мм по бокам и сзади. Однако это, наряду с тяжелой пробоиной и боезапасом, привело бы к значительной нагрузке на заднюю подвеску. Хотя реальная толщина брони для Sturmgeschütz неизвестна, сохранившиеся чертежи маски показывают, что закругленная шаровая опора за маской имела толщину около 120 мм. Толстая угловая лобовая плита каземата будет иметь толщину около 200 мм. Бортовая и кормовая броня каземата остается предметом предположений, но они, вероятно, должны были быть довольно тонкими (около 80 мм), чтобы снизить вес и снять нагрузку с задних колес, как это было сделано на реальной башне E 100.
Jagdpanzer E 100, как видно из WoT, вид сзади.
Источник: Илья Лежава.
. Вооружение. Крупп хотел максимально избежать использования этого орудия на тяжелой конструкции Sturmgeschütz, в основном из-за его веса, а также из-за размера казенной части и боеприпасов, для которых требовался большой каземат.
29 апреля 1944 года генерал Хайнц Гудериан потребовал, чтобы бронепробиваемость составляла 200 мм на 4000 метров. По сути, это означало возможность подбить даже самые тяжелые танки союзников с 4 км! К сожалению, поскольку большая часть информации о 17cm L/53 основана на сохранившихся документах, данных о его характеристиках и гильзах мало.
Механические аспекты
Размещение заднего каземата на E 100 сопряжено с множеством механических проблем, с которыми Германия в то время не могла справиться. По словам бывшего историка Wargaming Юрия Пашолока, Подкомитет по объединенным разведывательным задачам (CIOS) утверждал, что трансмиссия и ведущие звездочки были перемещены назад.
Переместить двигатель в центр танка было бы сложной задачей, но не невозможной.
Размещение хорошо бронированного каземата так далеко назад привело бы к смещению большого веса к задним колесам, но из-за тяжелой пушки и толстой брони, лежащей на центральных колесах, это могло бы уравновеситься. Это имело то преимущество, что уменьшало выступ орудия над корпусом, уменьшая проблемы в узких местах, таких как улицы и леса. С такими проблемами столкнулась советская СУ-100, машина гораздо меньшего размера.
Тепло от двигателя искажало обзор наводчика и потенциально могло деформировать орудие, еще одна проблема, встречающаяся на многих истребителях танков с казематом в задней части.
Необходимо было внести множество механических изменений в корпус E 100, что увеличило время производства и стоимость. Это может быть регулировка трансмиссии и трансмиссии, регулировка подвески для разных точек баланса, изменение положения воздухозаборника и выхлопа и так далее.
Весь этот процесс уже встречался в программе Jagdtiger. На самом деле было предложение разместить каземат Jagdtiger в задней части корпуса и двигатель посередине, Tigerjäger B, но проблемы, указанные выше, среди прочего, привели к выбору центрального каземата для Jagdtiger.
В последние годы производители комплектов моделей даже выпустили модели Jagdpanzer E 100 в масштабе 1:72 или 1:35, еще больше закрепив за собой альтернативу с казематом, установленным сзади, как самую популярную.
Заключение
Историки-ветераны и любители танков годами обсуждают эту машину, и мы, возможно, никогда не узнаем наверняка, как выглядел бы истребитель танков или штурмовое орудие на базе E 100. Это остается одним из многих увлекательных и впечатляющих проектов Германии во время Второй мировой войны, наряду с аналогичным проектом для Maus и транспортных средств, таких как Kugelpanzer. Тот простой факт, что о нем так мало известно, позволяет раскрыться воображению. Известные детали также просто сенсационны, от большой пушки до тяжелой брони Е 100. Однако следует помнить, что за этими впечатляющими цифрами скрывались не менее впечатляющие механические и инженерные проблемы, которые не были решены Немцы даже для своих более легких машин. Появление Sturmgeschütz E 100 в видеоигре Wargaming, даже под вымышленным именем, только повысило его известность в танковом сообществе.
Jagdpanzer E 100 в обычном представлении. Иллюстрация Павла Алексея.
Jagdpanzer E 100 технические характеристики | |
Общий вес в боевой готовности | свыше 134 тонн |
Экипаж | 6 (командир, стрелок, радист, водитель и 2 заряжающих) |
Г | Maybach Neues Projekt или HL 234 |
Скорость | 30 км/ч |
Вооружение | 17 см StuK L/53 |
Броня | макс. 250 мм |
Исходники
https://wiki.wargaming.net/ru/Tank:G72_JagdPz_E100
https://tanks.gg/tank/jgpz-e-100/model
https://warspot.ru/4351 -сверхтяжёлые-бумажные-истребители-танков
Фролич, М. (2015). Schwere Panzer der Wehrmacht. Motorbuch Verlag, Германия
Jentz, T., Doyle, H. (2008). Panzer Tracts No.6-3 Schwere Panzerkampfwagen Maus и E 100.
https://warspot.ru/5659-bronetehnika-iz-taynyh-podvalov
Последний сверхтяжелый танк нацистской Германии: Panzerkampfwagen E-100
Ближе к концу Второй мировой войны Германия сохраняла веру в то, что супертанки могут обратить вспять исход войны и помочь им выйти победителем. Panzerkampwagen E-100 был одним из проектов супертанков.
Его можно было использовать как платформу тяжелой артиллерийской системы, тяжелую истребитель танков и даже зенитную машину.
Ваффенамт заказал базовый дизайн, сделав его параллельным развитию Maus в течение 19 июня.43. Maus весом 188 тонн никогда не служил в армии, так как было построено всего два и только один был закончен. Планировалось, что E-100 станет самым тяжелым из автомобилей серии Entwicklung (E).
Целью разработки двух танков была стандартизация компонентов. Компания Adlerwerke из Франкфурта-на-Майне в марте 1944 года представила чертеж своего сверхтяжелого танка, который они назвали Е-100.
Это произошло после первоначального предложения танка в апреле прошлого года.
Шасси Е-100
На чертежах указывалось, что танк будет иметь 75-мм пушку и 149-мм пушку. Они предложили для танка два разных двигателя, один из которых представлял собой Maybach HL230 мощностью 700 л.с. с поворотным механизмом Tiger II.
Его максимальная скорость оценивалась в 23 км/ч. Другим вариантом был Maybach мощностью 1200 л.с. с расчетной максимальной скоростью 40 км/ч.
Солдаты союзников осматривают корпус Е-100 на заводе.
В конструкции были съемные боковые юбки. Железнодорожный транспорт был возможен благодаря узкой конструкции транспортных путей. Он был похож на первоначальный проект Tiger-Maus, но опорные катки у него были намного больше, размером 9 мм.00-мм.
Он также отличался новой рессорной подвеской вместо стандартных торсионов, использовавшихся на большинстве танков того времени. У него была недавно спроектированная башня, которая должна была быть легче и проще, чем башня на Maus.
Компания получила разрешение на производство танка с потенциалом Е-100 для использования в качестве эсминца, оснащенного 15-см пушкой StuK L/63. Другим вариантом была 17-см пушка StuK L/53.
Художественный рисунок E-100 в масштабе 1:1 из 1945
Гитлер приказал завершить разработку сверхтяжелого танка в июле 1944 года, поэтому работа над E-100 была отнесена к низшим приоритетам, и только три сотрудника Adler были задействованы для создания прототипа.
Солдат союзников осматривает орудие 12,8 KwK, которое будет установлено на E-100
Первый прототип, который так и не был полностью закончен, был обнаружен 751-й артиллерийской дивизией американских войск в апреле 1945 года. Он был взят для оценки британской армией. до того, как он был списан в 1950-х годах.
Фотографии прототипа
Цветное изображение прототипа, обратите внимание на размер
Прототип 1945 года, показанный здесь на трейлере.
Прототип Е-100, готовый к отправке в Великобританию
Еще одно изображение частично укомплектованного шасси Panzerkampfwagen Maus, разработанный компанией Porsche. Первые чертежи машины, получившей теперь обозначение Tiger-Maus, были сделаны к концу 1942. Дальнейшая разработка была остановлена в 1944 г. (Фото: NARA)
Разработка конструкции, получившей обозначение Е 100, была продолжена Адлером во Франкфурте с марта 1944 г. (Фото: NARA)
Проект мог не закончить до окончания войны. Незавершенный прототип, показанный на всех трех фотографиях, был захвачен американскими войсками в Хаустенбеке в 1945 году. (Фото: NARA) мы видели, поэтому мы не уверены.
Художники
Как и большинство диковинных дизайнов, теперь он вошел в мир моделистов, художников и видеоигр.