Содержание
Оперу Эдисона Денисова «Четыре девушки» исполнили в Москве
Свежий номер
РГ-Неделя
Родина
Тематические приложения
Союз
Свежий номер
Культура
19.10.2022 15:01
Поделиться
Мария Бабалова
В рамках проекта «RE-Конструкция» в Ротонде Большого зрительского фойе Детского музыкального театра имени Наталии Сац представили оперу Эдисона Денисова по пьесе Пабло Пикассо «Четыре девушки». Автор проекта — худрук театра, режиссер Георгий Исаакян, музыкальный руководитель — дирижер Валерий Платонов.
Елена Лапина
«RE-Конструкция» — проект, созданный как творческий отклик на капитальный ремонт, что сейчас переживает театр, когда его знаменитый Большой зал закрыт уже не первый год. Все в театре надеются, что уже в конце весны 2023 года строители вернут зал артистам, а пока осваивают новые пространства.
Как и следует из названия, проект «RE-Конструкция» нацелен на представление произведений самых разных жанров, стилей и эпох, что сегодня забыты и практически не исполняются. Так, совсем недавно состоялась российская премьера оперы Пауля Хиндемита «Нуш-Нуши» / Das Nusch-Nuschi (дирижер — Артем Макаров). Короткометражная опера — шутка-дивертисмент «для бирманских марионеток», написанная в 1921 году, пародирует восточные сюжеты и оперные банальности. Вещь смешная, яркая и философская одновременно стала своеобразным камертоном этого проекта.
«Четыре девушки» Эдисона Денисова тоже одноактная, камерная опера-игра, но наполненная совершенно иными смыслами и настроением. Это опера-квартет для очаровательных девушек, где нет никакой драмы и конфликтности, никакого напряжения и даже как такового сюжета — все наполнено светом и гармонией пения, действие происходит в прекрасном саду: то при свете луны, то при свете солнца, то под дождем. Девочки все время выдумывают новые игры, иногда совершенно неожиданные — полудетские и полувзрослые одновременно.
Это опера, можно сказать, родилась по настоятельной просьбе великого дирижера Геннадия Рождественского в 1986 году. Композитор сам написал либретто на французском языке, выбрав в качестве литературной основы пьесу 1948 года многоликого Пабло Пикассо, который писал не только красками и углем, но и пером. Но значительно ее сократив, сосредоточился на образах вечной красоты обнаженных тел и неги юности, а для большей чувственности добавил изысканные стихи Рене Шара и Анри Мишо и «девочек» превратил в «девушек». Но опера все равно споткнулась о советскую цензуру и впервые была исполнена в 1990 году в московском театре «Форум» дирижером Михаилом Юровским. Геннадий Рождественский однажды тоже исполнил эту оперу в 2006 году на сцене Концертного зала имени Чайковского.
«Четыре девушки» — камерная опера-игра, где нет никакой драмы. Фото: Предоставлено Детским музыкальным театром имени Наталии Сац
В этих двух эпизодах исчерпывается исполнительская история «Четырех девушек». Как очень лаконична и история обращений и к другой опере Денисова. Его opus magnum — опере «Пена дней», написанной в 1981 году по роману Бориса Виана. В России она была поставлена лишь в Перми Георгием Исаакяном и Валерием Платоновым в 1989 году после огромного успеха спектакля в Париже под управлением Джона Бурдекина в режиссуре Жана-Клода Фаля. В 2012 году еще была европейская постановка этой оперы в Штутгарте. Но именно после этой премьеры в Перми композитор подарил Валерию Платонову клавир «Четырех девушек», который только сейчас обрел звучание.
В камерном пространстве Ротонды, которое расцвечивали лучи яркого света о проекции полотен Пикассо (художник по свету Юлия Айнетдинова, видеоарт Мария Смирнова) оркестр, состав которого, по словам композитора, «моцартовский», с добавлением одиннадцати ударных инструментов, отлично передавал весь сюр прекрасной, но непростой музыки, которая чистую красоту возводит в абсолютную степень… Девушка еще не стала женщиной, но она уже и не ребенок, и ее восприятие еще пока очень наивное и светлое, хотя сама того, быть может, и не осознавая, она уже способна обольщать. Анна Малькина и Ольга Бутенко (сопрано), Анна Холмовская и Мария Чудовская (меццо-сопрано) в гипюровых платьях пастельных тонов, подглядывая в ноты, поют почти точно, нежно и трогательно. Порой их голоса так сливаются, что создается ощущение будто это четыре лика одной девушки… Хор (хормейстер Вера Давыдова) на балконе будто за сценой, как в античном театре, часто дополняет происходящее комментариями: «Беглянка — сестра, сестра, расскажи о неге, неге и силе». Весь текст построен по принципу семантического потока: «Чело, чело, светлый жар, светлый жар…» или «Ночь, ночь, я слилась, слилась с ней». А финальный хор оперы становится колыбельной. И только в зале не чувствуется аромата жасмина, как того хотел автор.
Российская газета — Федеральный выпуск: №238(8886)
Поделиться
Музыкальный театрМосква
«Четыре девушки» в Театре Сац: премьера оперы Эдисона Денисова (14 и 15 октября 2022)
Эдисон Денисов
В рамках проекта «RE-Конструкция» в Большом зрительском фойе Театра имени Н. И. Сац состоится премьера оперы Эдисона Денисова «Четыре девушки» (концертное исполнение на французском языке). Режиссер концертной версии – Георгий Исаакян. Музыкальный руководитель и дирижер – Валерий Платонов, приглашенный дирижер театра. Показы пройдут 14 и 15 октября 2022.
В основе «Четырех девушек» (1986) – пьеса Пабло Пикассо «Четыре маленькие девочки», написанная в 1948 в стиле «потока сознания».
Эдисон ДЕНИСОВ (1929-1996):
«Эта опера мне была заказана Геннадием Рождественским… Я в то время еще совсем не знал, что Пикассо вообще писал что-то кроме своих картин, а тут вдруг “Галлимар” издал большое собрание его литературных работ и среди них две пьесы: первая – “Желание, пойманное за хвост” и вторая – вот “Четыре девушки”. Ну и, конечно, Геннадий тут же мне подсунул одну из них: “Прочитай, – говорит, – я очень хочу, чтобы ты написал на этот сюжет оперу… одноактную”. <…> Пикассо испанец, живший во Франции. Написал он эту пьесу всю на французском языке в Экспровансе. Я сочинил оперу, естественно, на оригинал, потому что никакой перевод никогда не даст того, что есть в подлиннике. Пришлось, правда, вырезать отдельные и довольно крупные фрагменты, но в остальном материале фактически нет никаких изменений… Правда, еще я добавил три стихотворения в конце четных картин: во второй картине я ввел хор за сценой (маленький такой, камерный ансамбль человек на двенадцать-шестнадцать, не больше) – это тихий заключительный хор на стихи Рене Шара, а в финале шестой картины ввел еще два хора, но на стихи уже Анри Мишо. <…> Почему я это сделал? Потому что текст Пикассо иногда все-таки чуть жестковат… суховат даже, и мне тут просто не хватало какой-то человечности, что ли, поэтичности». (Д. И. Шульгин. «Признание Эдисона Денисова»; М.: «КОМПОЗИТОР», 1998)
«Клавир “Четырех девушек” Эдисон Денисов подарил мне в 1989 году в Пермском театре оперы и балета после премьеры его “Пены дней”, которой я дирижировал, – рассказывает дирижер Валерий Платонов. – Я очень хотел ее поставить, но не получалось. И предложил идею ее постановки Георгию Исаакяну в Детском музыкальном театре имени Наталии Сац, который последнее десятилетие очень активно работает с современной музыкой. Мне показалось, что опера Денисова по пьесе Пикассо про еще совсем юных девушек могла бы заинтересовать театр. Я счастлив, что так и вышло, и она будет исполнена в рамках проекта “RE-Конструкция”».
«RE-Конструкция» – проект, созданный Георгием Исаакяном как художественный ответ театра на капитальный ремонт, в течение которого закрыты Большой зал и сцена. В рамках этого проекта в различных пространствах театра звучат редко исполняемые камерные, хоровые, оперные и инструментальные произведения.
Валерий Платонов сотрудничает с Георгием Исаакяном еще со времен работы в Пермском театре оперы и балета. В 2018 он был дирижером и музыкальным руководителем постановки оперы Монтеверди «Орфей» в Театре имени Сац (спектакль получил 4 номинации на «Золотую маску»).
Следующим событием проекта «RE-Конструкция» станет 24 и 25 ноября 2022 премьера оратории Генделя “L’Allegro, il Penseroso ed il Moderato”, которую исполнят солисты оперы, артисты хора и музыканты оркестра Театра Сац. Музыкальный руководитель и дирижер – Артем Макаров, режиссер – Георгий Исаакян.
«Музыкальное обозрение» в социальных сетях
ВКонтакте Телеграм
Феномен четырех девушек Для по Это Это «Они »
действие продолжалось с удивительной силой в течение двенадцати лет, в конце концов Один «Лонни Перейти |
Некоммерческая организация | GirlsforGirls
НАША МИССИЯ
Girls for Girls, неправительственная организация, стремится обучать, расширять права и возможности и предоставлять возможности девочкам из неблагополучных семей по всему миру.
УЗНАЙТЕ БОЛЬШЕ О НАС И НАШЕЙ РАБОТЕ
Мы надеемся вдохновить молодежь на действия и изменение глобальных проблем и гуманитарных кризисов. Частью нашей миссии является мобилизация молодежи для содействия и участия в глобальных дискуссиях о правах женщин, гендерном равенстве, расширении прав и возможностей девочек, а также о других гуманитарных кризисах.
О НАС
BLM
ПОДДЕРЖКА МОЛОДЕЖИ В ГАМБИИ
Наша самая грозная и неукротимая сила – это возможность получить качественное образование. Мы расширяем себя через это; наше образование является важным рычагом в реализации наших собственных возможностей, в открытии наших собственных дверей. Однако во многих частях мира доступ к высококачественному образованию редко поддерживается.
В Гамбии неправительственная организация Kids In Technology (KIT) работает над предоставлением ресурсов для обучения молодежи в «области будущего»: технологиях и инновациях. KIT вдохновляет детей использовать свои навыки творческого мышления для инновационных технологических решений повседневных проблем. Girls for Girls объединяется с KIT, чтобы поддержать эту бесценную миссию, потому что создание сообщества требует прочного фундамента для молодежи, которая хочет добиться успеха и роста на своей родине.
Мы являемся частью поворотного момента в истории. Время действовать — сейчас! Пожалуйста, пожертвуйте на поддержку KIT через наш сайт! 100 % выручки будет пожертвовано KIT и использовано для развития любознательности и изобретательности сообщества способных молодых студентов.
ПРОВЕРЬТЕ ДЕТИ В ТЕХНОЛОГИИ!
ПРЕДСТОЯЩИЕ МЕРОПРИЯТИЯ
МЕРОПРИЯТИЯ
МЕРОПРИЯТИЯ
Время уточняется
Место проведения уточняется
Конференция помощи студентам Йемена (YSAC)
Организация Объединенных Наций объявила гражданскую войну в Йемене одной из крупнейших чрезвычайных гуманитарных ситуаций. 4600 мирных жителей погибли, 19 миллионов человек полностью зависят от гуманитарной помощи, а 500 тысяч человек заразились холерой из-за отсутствия чистой воды. Как мы можем ограничить помощь США войне?
RSVP
Время уточняется организация, которая стремится обучать, наделять полномочиями и предоставлять возможности для девушки по всему миру. Присоединяйтесь к нам на встрече по интересам в кампусе UMD!
RSVP
НАШИ ЦЕЛИ
ОБРАЗОВАНИЕ
ЦЕЛЬ #1: ОБРАЗОВАНИЕ
Чтобы подняться женщин и развивать стабильные общества как дыру, нам нужно обучать женщин и девочек. Женщина является не только лидером своего дома и учителем своих детей, но и самой влиятельной составляющей в построении успешного и стабильного общества.
«Все женщины во всем мире имеют одни и те же надежды: мы хотим быть самодостаточными и создавать лучшую жизнь для себя и своих близких.»
— Мелинда Гейтс
ЗАЩИТА
ЦЕЛЬ № 2: ЗАЩИТА
Защита интересов — это мощный инструмент, который можно использовать для изменения мира. Когда люди объединяют свои голоса, они становятся влиятельной силой, способной повлиять на изменения.
«Женщина с голосом по определению сильная женщина. Но найти этот голос бывает невероятно сложно.»
— Мелинда Гейтс
СЛУЖБА
ЦЕЛЬ № 3: ОБСЛУЖИВАЙТЕ
От помощи членам вашего местного сообщества до поддержки невинных семей, пострадавших от глобального гуманитарного кризиса, вы всегда можете найти способы проводить работу с населением и помогать нуждающимся.
«Никогда не сомневайтесь в том, что небольшая группа думающих, преданных своему делу граждан может изменить мир; действительно, это единственное, что когда-либо удавалось.»
— Маргарет Мид
НАШИ ЦЕЛИ
НАША КОМАНДА
НАША КОМАНДА!
КУПИТЬ
ПОЧЕМУ ДЕВОЧКИ?
«Образование девочек является неотъемлемым правом и важным рычагом для достижения других целей развития».
Неадекватное законодательство или дискриминационная политика часто препятствуют равному доступу девочек к качественному образованию.
Несмотря на то, что были приняты некоторые законы для защиты прав девочек на качественное образование, «слишком много девочек по-прежнему не посещают школу, потому что они должны работать, рано выходить замуж или должны заботиться о младших братьях и сестрах», что лишает их основного права. к образованию.
Предоставление девочкам образования помогает разорвать круг бедности. Образованные женщины реже выходят замуж рано и против своей воли, реже умирают при родах и чаще рожают здоровых детей, а также отправляют своих детей в школу.
«Девочки-подростки, которые посещают школу, откладывают вступление в брак и деторождение, менее уязвимы к болезням, включая ВИЧ и СПИД, и приобретают информацию и навыки, которые ведут к увеличению их способности зарабатывать».
ПОЧЕМУ ДЕВУШКИ?
СТАТИСТИКА
ПО ДАННЫМ ЮНЕСКО
61 млн детей младшего школьного возраста не посещали школу в 2010 году.
ОБРАЗОВАНИЕ ДЛЯ ДЕВОЧЕК ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Приблизительно 31 млн девочек школьного возраста и 32 млн девочек младших классов средней школы в 2013 г.
не посещали школу. 1 год среднего образования = 25-процентное увеличение заработной платы.
ДЕВУШКИ ВЫХОДЯТ ЗАМУЖ ДО 18 ЛЕТ
Недавние оценки показывают, что треть девочек в развивающихся странах выходят замуж в возрасте до 18 лет, а одна треть женщин в развивающихся странах рожает детей в возрасте до 20 лет.
ОСТАНОВИТЬ ДЕТСКИЕ БРАКИ
Если бы все девочки имели среднее образование в странах Африки к югу от Сахары и Южной и Западной Азии, количество детских браков сократилось бы на 64 процента, с почти 2,9 миллиона до немногим более 1 миллиона.
СТАТИСТИКА