Гибель футбольной команды "Манчестер Юнайтед" в Мюнхене в 1958 году. Самолет манчестер юнайтед


Гибель футбольной команды "Манчестер Юнайтед" в Мюнхене в 1958 году

09:0006.02.2013

(обновлено: 12:18 06.02.2013)

754813

55 лет назад, 6 февраля 1958 года, в Мюнхене разбился самолет BEA Elizabethan, перевозивший игроков и персонал футбольного клуба Манчестер Юнайтед, а также нескольких журналистов и болельщиков.

6 февраля 1958 года в Мюнхене произошло крушение самолета Airspeed Ambassador класса Elizabethan компании British European Airways, выполнявшего чартерный рейс 609 Белград — Манчестер с промежуточной посадкой в Мюнхене. На борту самолета находились игроки и персонал футбольной команды "Манчестер Юнайтед" (Manchester United), журналисты и болельщики. 

Команда "Манчестер Юнайтед", которую называли "Малыши Басби" (Busby Babies) в честь главного тренера команды Мэтта Басби (Matt Busby), возвращалась из Белграда, где проходил четвертьфинальный матч Кубка европейских чемпионов с местной "Црвеной Звездой".

Самолет, в котором команда летела домой, сделал остановку в Мюнхене для дозаправки. Погода была ненастной. Два раза самолет пытался взлететь. Третья попытка обернулась трагедией — самолет разогнался, но, войдя в снежную кашу в конце посадочной полосы, пробил ограждение аэродрома, врезался в небольшой дом, а затем в деревянный ангар, в котором стоял грузовик с горючим, произошел взрыв.

Из 44 пассажиров погибли 23. 

Среди них — семь футболистов основного состава "Манчестер Юнайтед": Джефф Бент (Geoff Bent), Роджер Бирн (Roger Byrne), Эдди Колман (Eddie Colman), Марк Джонс (Mark Jones), Дэвид Пегг (David Pegg), Томми Тэйлор (Tommy Taylor), Билли Уилан (Liam "Billy" Whelan). Также погибли: секретарь клуба Уолтер Крикмер (Walter Crickmer), тренеры Берт Уолли (Bert Whalley) и Том Кьюрри (Tom Curry), журналисты Альф Кларк (Alf Clarke), Донни Дэвис (Donny Davies), Джордж Фоллоус (George Follows), Том Джексон (Tom Jackson), Арчи Ледбрук (Archie Ledbrooke), Генри Роуз (Henry Rose), Эрик Томпсон (Eric Thompson), Фрэнк Свифт (Frank Swift), пилот Кеннет Реймент (Kenneth Rayment), туристический агент Бела Миклош (Bela Miklos), близкий друг Мэтта Басби Вилли Сатинофф (Willie Satinoff) и стюард Том Кейбл (Tom Cable).

Спустя две недели от полученных повреждений скончался еще один игрок — Дункан Эдвардс (Duncan Edwards), которому прочили большое будущее в футболе.

Памятник футбольному тренеру Мэтту Басби

Попавшие в больницу с тяжелыми травмами Джон Берри (Johnny Berry) и Джекки Бланчфлауэр (Jackie Blanchflower) выжили, но продолжить спортивную карьеру уже не смогли. Несколько чудом уцелевших футболистов так и не сумели оправиться от психологического шока. Главный же тренер команды Мэтт Басби пролежал в больнице два месяца.

Основной причиной авиакатастрофы специальная комиссия сочла снежную кашу в конце взлетно‑посадочной полосы, вследствие которой самолет не сумел разогнаться до нужной скорости. Однако администрация аэропорта изначально обвиняла пилота Джэймса Тэйна (James Thain), заявив, что тот не проследил за удалением с крыльев лайнера наледи, из‑за чего вес машины увеличился почти на тонну. Тейн был полностью оправдан лишь в 1968 году, через десять лет после катастрофы.

В память о том страшном событии на манчестерском стадионе "Олд Траффорд" (Old Trafford) 25 февраля 1960 года были установлены мемориальная доска и "Мюнхенские часы".

В середине 70‑х годов XX века, когда проводилась реконструкция стадиона, мемориальную доску не смогли без повреждений переместить на новое место. Новая мемориальная доска была установлена в 1976 году.

В 1996 году на "Олд Траффлод" появилась третья версия мемориала, более похожая на первоначальный оригинал. Также был сооружен памятник легендарному тренеру "Манчестер Юнайтед" Мэтту Басби.

Мемориальная доска на стадионе "Олд Траффорд" в память об игроках и служащих клуба "Манчестер Юнайтед", погибших в авиакатастрофе в 1958 году

6 февраля 2008 года, в день 50‑летия Мюнхенской катастрофы, на стадионе прошла поминальная служба. В тот же день туннель под Южной трибуной "Олд Траффорд" был назван "Мюнхенским туннелем", в нем открылась выставка, посвященная "Малышам Басби" и жертвам трагедии.

В день годовщины катастрофы поклонники "Манчестер Юнайтед" по традиции приходят на "Олд Траффорд", чтобы почтить память погибших.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

ria.ru

Мюнхенская трагедия. Как МЮ исчез и возродился | Футбол | Спорт

6 февраля 1958 года мир лишился целой когорты великих футболистов, игравших за английский «Манчестер Юнайтед». Тогда «красные дьяволы» возвращались в родной город после удачного второго матча четвертьфинала Кубка европейских чемпионов против белградской «Цервены Звезды».

В то время авиаперелёты относились к категории повышенного риска, но «Юнайтед» вынуждены были воспользоваться именно воздушным судном, чтобы успеть на игру внутреннего первенства. Тогда объёмы топливных баков самолётов не позволяли компании British Airways совершать беспосадочные перелёты на такие расстояния, как рейс Белград – Манчестер. Поэтому, вылетев из Белграда после ничьей 3:3, обеспечившей команде проход в полуфинал, самолёт совершил запланированную посадку в Мюнхене для дозаправки.

Катастрофа

Пилоты дважды пытались поднять в воздух судно, но каждый раз отказывались от попытки из-за повышенных колебаний в одном из двигателей. К моменту, когда пришло время совершить третью попытку, в Мюнхене начался сильнейший снегопад. Но, несмотря на непогоду, капитан самолёта принял решение попытаться-таки поднять машину в воздух. Однако в результате снегопада в конце взлётно-посадочной полосы скопилось большое количество мокрого снега, что и привело к трагедии. Лайнер не смог оторваться от земли, врезался крылом в дом и потерпел крушение.

В результате катастрофы погибло 23 человека из 44, находившихся в тот момент на борту. 21 пассажир погиб на месте и ещё двое скончались в результате полученных травм. Погибли восемь футболистов, трое представителей тренерского штаба, восемь журналистов, два члена экипажа и два сторонних пассажира, летевших вместе с МЮ. Из выживших футболистов в живых сейчас остались лишь трое: легендарный Бобби Чарльтон, Билл Фоулкс и вратарь, помогавший спастись остальным пассажирам после катастрофы, Гарри Грегг.

Главным виновником трагедии был назван капитан самолёта Джейм Тейн, который обвинялся в попытке взлёта в тот момент, когда крылья не до конца были очищены от наледи и снега. Однако свидетели говорили об обратном. Добиться оправдания Тейну удалось лишь спустя десять лет – в 1968 году, когда было доказано, что катастрофа произошла из-за мокрого снега, скопившегося на полосе.

Место катастрофы самолета с футболистами Манчестер Юнайтед Фото: Public Domain

Похожие случаи

Но МЮ – не единственный футбольный клуб, который пострадал в результате авиакатастрофы. Мир помнит множество других трагедий, разыгравшихся в небе.

За девять лет до мюнхенской катастрофы мир потерял одну из величайших итальянских команд в полном составе. 4 мая 1949 года в небе над Турином разбилась местная команда «Торино», возвращавшаяся из Португалии. На тот момент «быки» выиграли четыре чемпионата Италии подряд и шли на первом месте, готовясь праздновать победу и в пятый раз. В знак солидарности все оставшиеся игры в чемпионате соперники провели против «Торино» молодёжными составами. В итоге туринцы всё-таки выиграли «скудетто».

Не обошлось без авиакатастроф и в истории отечественного футбола. 11 августа 1979 года ташкентский «Пахтакор» отправился в свой последний рейс – на игру чемпионата СССР против минского «Динамо». По трагической случайности Ту-154 с футболистами на борту на высоте 8 400 метров столкнулся с другим судном. Выжить никому не удалось. В оставшихся встречах команда комплектовалась добровольцами из других клубов, а позже был издан указ, гарантировавший «Пахтакору» место в первом дивизионе на ближайшие три года, несмотря на результаты их игр.

Последний подобный случай произошёл с футбольной командой почти двадцать лет назад. 27 апреля 1993 года, возвращаясь после игры за право выступать на Чемпионате мира с национальной командой Сенегала, потерпел крушение самолёт с игроками и тренерами сборной Замбии. Трагедия произошла над морем у берегов Габона. Погибли 18 футболистов.

Смотрите также:

www.aif.ru

60 лет "Мюнхенской трагедии". Как "Манчестер Юнайтед" оправился после ужасной авиакатастрофы - Спорт

На "Олд Траффорд" пройдут церемониальные мероприятия, посвященные годовщине трагедии.

60 лет назад, 6 февраля 1958 года, произошла одна из самых громких футбольных авиакатастроф, в которой погибли игроки английского "Манчестер Юнайтед".

Авиалайнер Airspeed AS.57 Ambassador британской авиакомпании British European Airways разбился после третьей попытки взлета в аэропорту Мюнхена, где остановился на дозаправку.

Именно этим самолетом "Манчестер Юнайтед" возвращался домой после четвертьфинальной игры Кубка европейских чемпионов с белградским клубом "Црвена Звезда". Эта встреча закончилась вничью и позволила английскому клубу выйти в полуфинал Кубка европейских чемпионов.

Как следствие, погибло 24 человека, в том числе восемь футболистов из легендарных "малышей Басби" " (так называли игроков команды в честь главного тренера Мэтта Басби), трое работников клуба и восемь журналистов.

В живых остался легендарный вратарь сборной Северной Ирландии Гарри Грегг, который помогал вытаскивать раненых футболистов из-под обломков самолета. За полгода он восстановился от травмы и снова занял место в воротах "Манчестер Юнайтед".

Сегодня, 6 февраля 2018 года, на "Олд Траффорд" пройдут церемониальные мероприятия, посвященные 60-й годовщине трагедии. В церемонии чествования погибших примет участие и 85-летний Грегг.

В 15:04 (по местному времени) будет проведена минута молчания, затем слово будет предоставлено директорам клуба сэру Алексу Фергюсону, Майклу Еделсону и Эдварду Вудворду.

Читайте также: Год ужасной катастрофы "Шапекоенсе": как сложились судьбы трех футболистов, которым посчастливилось выжить

Former #MUFC manager Sir Alex Ferguson has paid tribute to the Busby Babes: https://t.co/ZkUFgYyJRJ pic.twitter.com/wxQVnm9EJh

— Manchester United (@ManUtd) 6 февраля 2018 г.

Отметим, на момент катастрофы "красные дьяволы" лишь на четыре очка отставали в чемпионате Англии от лидирующего "Вулверхэмптона" и боролись за третью победу в Лиге подряд, однако тогда команда сумела одержать лишь одну победу за оставшиеся 11 матчей и финишировала на девятом месте. В Кубке европейских чемпионов "Манчестер" не смог преодолеть стадию полуфинала.

Лишь в 1965 году "красные дьяволы" вновь поднялись на высшую ступеньку пьедестала чемпионата Англии, а в 1968 году выполнили обещание Басби, выиграв Кубок европейских чемпионов.

После этого команда еще дважды выигрывала Лигу чемпионов (1999, 2008), 15 раз становилась чемпионом Англии, а в 2017 году стала победителем Лиги Европы.

Сейчас "Манчестер Юнайтед" занимает второе место в чемпионате Англии, уступая 13 пунктами "Манчестер Сити".

Читайте также: От "Манчестер Юнайтед" до ярославского "Локомотива". Самые страшные авиакатастрофы со спортсменами

 

prosport-ru.tsn.ua

Авиакатастрофа в Мюнхене 6 февраля 1958 года

Мемориальная доска на стадионе Олд Траффорд, посвященная памяти погибших в 1958 году.

Авиакатастрофа в Мюнхене 6 февраля 1958 года — крушение самолёта британской компании British European Airways, летевшего рейсом 609, случившееся после третьей попытки взлёта в аэропорту Мюнхена, Западная Германия.

На борту судна находились игроки футбольного клуба «Манчестер Юнайтед», получившие прозвище «малыши Басби», а также несколько тренеров, болельщиков и журналистов. В катастрофе погибло 23 человека из 44 находившихся на борту. Раненые были доставлены в мюнхенский госпиталь.

Команда возвращалась домой из Белграда после матча Кубка европейских чемпионов, но самолёт сделал остановку в Мюнхене на дозаправку, так как ёмкость топливных баков не позволяла осуществить прямой перелёт из Белграда в Манчестер. После дозаправки самолёта пилоты Джеймс Тейн и Кеннет Реймент предприняли две попытки взлёта, но отменили обе из-за повышенных колебаний в левом двигателе. Не желая сильно отставать от графика, капитан Тейн отказался остаться в Мюнхене на ночь, решив предпринять третью попытку взлёта.

К моменту третьей попытки взлёта начался сильный снегопад, из-за чего ближе к концу взлётно-посадочной полосы скопилось много снежной каши. Войдя в снежную кашу, самолёт потерял скорость, необходимую для осуществления взлёта. Он пробил забор в конце взлётно-посадочной полосы, врезавшись левым крылом в дом, стоявший неподалёку. Из 44 человек, находящихся в самолёте, 21 скончался мгновенно, а многие другие потеряли сознание. Опасаясь возможного взрыва топлива, капитан Тейн скомандовал оставшимся пассажирам и членам экипажа выбираться из самолёта и отойти на безопасное расстояние. Несмотря на это, вратарь «Манчестер Юнайтед» Гарри Грегг помогал раненым выбираться наружу.

Руководство аэропорта изначально объявило виновным в крушении капитана Тейна, который якобы приступил к взлёту, предварительно не позаботившись об удалении льда с крыльев самолёта, хотя это расходилось с показаниями свидетелей. Позднее было установлено, что причиной крушения стало скопление снежной каши ближе к концу взлётно-посадочной полосы, из-за чего самолёт не смог набрать необходимую скорость для взлёта. Тейн был полностью оправдан в 1968 году, через десять лет после катастрофы.

Историческая справка

В апреле 1955 года УЕФА основала Кубок европейских чемпионов — турнир для футбольных клубов, ставших чемпионами в странах, входящих в зону УЕФА. Первый розыгрыш турнира состоялся в сезоне 1955/56.[1] Однако секретарь Футбольной лиги Алан Хардэйкер запретил принимать участие в этом турнире действующему на тот момент чемпиону Англии, лондонскому «Челси», мотивируя это «заботой об интересах английского футбола и футбола в целом».[2] В следующем сезоне чемпионом Англии стал «Манчестер Юнайтед», главным тренером которого был Мэтт Басби. Футбольная лига вновь отказала чемпиону Англии в праве участия в Кубке европейских чемпионов, однако Басби и Харольд Хардмен (председатель «Манчестер Юнайтед»), заручившись поддержкой председателя Футбольной ассоциации Стэнли Роуза, смогли преодолеть запрет Футбольной лиги. «Юнайтед» стал первым английским клубом, сыгравшим в европейском футбольном турнире.[3]

«Манчестер Юнайтед» воспользовался предоставленным шансом. Команда «малышей Басби» (получившая такое прозвище из-за молодости игроков), добралась до полуфинала розыгрыша 1956/57, в котором уступила будущему победителю турнира, мадридскому «Реалу». Завоевав чемпионский титул в Англии во второй раз подряд, «Юнайтед» обеспечил себе квалификацию в следующий розыгрыш Кубка европейских чемпионов сезона 1957/58. Матчи в чемпионате Англии проходили по субботам, а европейские матчи игрались посреди недели, поэтому клубу приходилось совершать авиаперелёты для того, чтобы успевать на все матчи, хотя воздушные перелёты в то время попадали в категорию повышенного риска.[4] В случае же, если бы клуб отказался от авиаперелётов, совмещение выступлений в чемпионате Англии и в Европе было бы осложнено, и опасения Алана Хардэйкера оказались бы оправданными.[3]

После победы в предварительном раунде над ирландским «Шемрок Роверс» и в первом раунде над пражской «Дуклой», «Манчестер Юнайтед» вышел в четвертьфинал, где встретился с югославским клубом «Црвена Звезда». В первом матче, который прошёл на «Олд Траффорд» 21 января 1958 года, «Юнайтед» победил со счётом 2:1. Ответный матч был назначен на 5 февраля в Югославии. По возвращении из Праги после матча с «Дуклой» в предыдущем раунде команда не смогла вернуться в Манчестер прямым авиарейсом из-за сильного тумана над Манчестером, поэтому им пришлось вылететь в Амстердам, после чего сесть на паром из Хук оф Холланд в Харидж, а затем поездом добираться до Манчестера. Из-за столь длительного путешествия игроки не успели как следует восстановиться и свели вничью 1:1 свой следующий матч в чемпионате против «Бирмингем Сити» на «Сент-Эндрюс».[5]

Чтобы не пропускать матчи в Первом дивизионе и вместе с тем не предпринимать больше таких длительных путешествий, клуб заказал в авиакомпании «British European Airways» чартерный рейс из Манчестера в Белград на ответный матч против «Црвены Звезды».[6] Сам матч завершился со счётом 3:3, а по сумме двух матчей в полуфинал вышел «Манчестер Юнайтед».[7] Вылет из Белграда был отложен на один час, так как игрок «Юнайтед» Джонни Берри потерял свой паспорт.[8] После вылета из Белграда самолёт сделал запланированную остановку в Мюнхене для дозаправки,[9] приземлившись в мюнхенском аэропорту в 13:15 GMT.[10]

Крушение

Горящий самолет «Airspeed Ambassador G-ALZU»

Командир корабля Джеймс Тейн, первый пилот, вылетел на самолёте «Airspeed Ambassador» класса «Elizabethan» (зарегистрированного под номером G-ALZU) в Белград, но на обратный путь передал управление второму пилоту, капитану Кеннету Рейменту.[11] В 14:19 GMT диспетчерская вышка аэропорта Мюнхена сообщила, что самолёт готов к вылету, и дала разрешение на взлёт в 14:31.[12] Однако капитан Реймент отменил взлёт, так как капитан Тейн заметил колебания манометра левого двигателя при достижении самолётом полной мощности, а также необычные звуки двигателя при ускорении.[13] Три минуты спустя была предпринята вторая попытка взлёта, но через 40 секунд после начала попытки, пока самолёт ещё не оторвался от земли, она тоже была отменена.[14] Причиной неудачных попыток взлёта называлось чрезмерное ускорение двигателя из-за чрезмерного переобогащения топливной смеси, что было обычной проблемой для самолётов класса «Elizabethan».[13] После второй неудачной попытки взлёта все пассажиры покинули самолёт, разместившись в зале отдыха аэропорта.[15] К тому времени ухудшились погодные условия, начался сильный снегопад, и многие пассажиры посчитали, что полёт будет отменён. Так, игрок «Юнайтед» Дункан Эдвардс даже послал в Манчестер своей домовладелице телеграмму следующего содержания: «Все полёты отменены, вылетаю завтра. Дункан.»[16]

Капитан Тейн сообщил Биллу Блэку, инженеру станции, о проблеме с повышенными колебаниями в левом двигателе. Блэк сказал, что если не срабатывает вариант медленного открытия дросселей, остаётся только оставить самолёт на ночь для ремонта двигателя. Тейн не хотел выбиваться из запланированного графика и решил осуществить ещё одну попытку взлёта, предложив открывать дроссели ещё медленнее. Это означало, что самолёт может не достичь необходимой для взлёта скорости до окончания длины взлётно-посадочной полосы. Однако капитан Тейн не счёл это проблемой, так как длина взлётно-посадочной полосы составляла около 2 км, что казалось вполне достаточным. В связи с этим, даже несмотря на снегопад, пассажирам было предложено взойти на борт судна, спустя всего лишь 15 минут после того, как они его покинули.[17]

Несколько игроков почти не имели опыта авиаперелётов, в особенности Лиам Уилан, который перед самым взлётом произнёс: «Возможно, это смерть, но я готов к ней». Другие, включая Дункана Эдвардса, Томми Тейлора, Марка Джоунса, Эдди Колмана и Фрэнка Свифта, пересели в хвост самолёта, полагая, что там безопаснее.[9] Когда все пассажиры вернулись на борт, капитаны Тейн и Реймент предприняли третью попытку взлёта; в 14:56 самолёт начал движение по взлётно-посадочной полосе.[18] В 14:59 самолёт достиг пункта ожидания, где получил разрешение выруливать на исполнительный старт.[19] После последней проверки приборов в кабине экипажа в 15:02 поступило сообщение, что разрешение на взлёт истекает в 15:04.[20] После короткого обсуждения пилоты решили попытаться осуществить взлёт, но внимательно следить за показаниями приборов на предмет наличия колебаний в двигателях. В 15:03 они связались с диспетчерской вышкой, проинформировав их о своём решении.[20]

Кадры американской кинохроники, запечатлевшие трагедию.

Капитан Реймент медленно открывал дросселя, как и было решено, и отпустил тормоза; самолёт начал набирать скорость, и бортрадист Билл Роджерс сообщил об этом диспетчерской вышке.[21] Самолёт разгонялся, разбрасывая снежную кашу на взлётно-посадочной полосе, капитан Тейн сообщил о превышении скорости на десять узлов.[21] На скорости в 85 узлов вновь начались колебания в двигателе левого борта, и Тейн минимально оттянул дроссель двигателя, после чего осторожно продвинул его вперёд.[21] Когда самолёт набрал скорость 117 узлов (217 км/ч), Тейн объявил о достижении скорости «V1», то есть скорости, после которой становится небезопасной отмена взлёта, и капитан Реймент ожидал объявления о достижении скорости «V2» (119 узлов или 220 км/ч), минимально необходимой для взлёта судна.[22] Однако, когда Тейн взглянул на указатель скорости, ожидая её повышения, он заметил, что она колеблется в районе 117 узлов, после чего самолёт влетел колёсами на нетронутую снежную целину в последней трети взлётной полосы, толщиной до 2 дюймов снежного покрова (аэродромные службы аэропорта Мюнхен не очистили полосу от снега). В результате этого скорость самолёта внезапно упала до 112 узлов (207 км/ч), а затем до 105 узлов (194 км/ч).[23] Реймент закричал: "Боже, мы не сможем!,[23] а Тейн выглянул посмотреть, что находится прямо по курсу.[24]

Самолёт пронёсся до конца взлётно-посадочной полосы, сделав попытку взлететь, затем пилоты потеряли управление. Самолёт протаранил ограждение аэропорта и врезался в дом, в котором жила семья из шести человек.[25] Отца и старшей дочери не было в доме в тот момент, но в доме находилась мать и трое детей, которые едва успели выскочить на улицу, так как дом загорелся.[26] От удара у самолета отвалилось левое крыло и часть хвоста, после чего левая часть кабины пилотов врезалась в дерево.[26] Правым бортом самолёт врезался в деревянный ангар, в котором стоял грузовик с горючим, которое взорвалось.[27] Двадцать один человек погиб на месте.

Увидев пламя вокруг кабины пилотов, капитан Тейн опасался взрыва самолёта и отдал приказ о немедленной эвакуации. Стюардессы, Розмари Чевертон и Маргарет Беллис, первыми выбрались из аварийного люка в кабине, за ними последовал бортрадист Билл Роджерс.[28] Тейн крикнул Рейменту выбираться из кресла пилота, но второй пилот был зажат в сиденье смятым фюзеляжем. Реймент сказал Тейну выбираться наружу без него и Тейн также выбрался наружу через аварийный люк.[28] Когда он вылез наружу, Тейн увидел пламя у правого крыла самолёта, в котором находился пока ещё целый бак с горючим, в котором было 2300 литров топлива. Он приказал экипажу отойти от самолёта на безопасное расстояние, а сам вернулся в самолёт, чтобы взять два огнетушителя, по ходу заверив Реймента, что он вернётся за ним, как только потушит огонь.[28]

Тем временем, в пассажирской каюте, вратарь «Манчестер Юнайтед» Гарри Грегг придя в сознание, решил, что он мёртв.[29] Он почувствовал, что по его лицу течёт кровь и «не осмелился поднять [свою] руку. [Он] думал, что верхняя часть [его] головы была срезана, как яйцо, сваренное вкрутую.»[30] Прямо над ним в кабину поступал луч света, поэтому Грегг направился к нему и ногами пробил отверстие в фюзеляже, достаточное, чтобы выбраться наружу.

Погибшие

Члены экипажа
  • Капитан Кеннет «Кен» Реймент, второй пилот (выжил в катастрофе, но скончался от ранений в больнице через три недели в результате травмы головного мозга)
  • Том Кейбл, бортпроводник
Пассажиры
Мюнхенские часы, юго-восточный угол «Олд Траффорд» Игроки «Манчестер Юнайтед» Тренерский штаб «Манчестер Юнайтед» Журналисты
  • Альф Кларк, Manchester Evening Chronicle
  • Донни Дейвис, Manchester Guardian
  • Джордж Фоллоуз, Daily Herald
  • Том Джексон, Manchester Evening News
  • Арчи Ледбрук, Daily Mirror
  • Генри Роуз, Daily Express
  • Фрэнк Свифт, News of the World (бывший игрок сборной Англии и вратарь «Манчестер Сити»; умер по пути в больницу)
  • Эрик Томпсон, Daily Mail
Другие пассажиры
  • Бела Миклош, туристический агент
  • Вилли Сатинофф, болельщик, владелец ипподрома и близкий друг Мэтта Басби

Выжившие

«Мюнхенский туннель» стадиона «Олд Траффорд», открытый в 2008 году на 50-ю годовщину трагедии.
Члены экипажа
  • Маргарет Беллис, стюардесса (умерла в 1998 году)[31]
  • Розмари Чевертон, стюардесса
  • Джордж Уильям «Билл» Роджерс, бортрадист (умер в 1997 году)[32]
  • Капитан Джеймс Тейн, пилот (умер в 1975 году)[33]
Пассажиры
Игроки «Манчестер Юнайтед» Тренерский штаб «Манчестер Юнайтед» Журналисты и фотографы
  • Тед Эллиард, телеграфист Daily Mail (умер в 1964 году)
  • Питер Ховард, фотограф Daily Mail(умер в 1996 году)
  • Фрэнк Тейлор, репортёр News Chronicle (умер в 2002 году)[39]
Другие пассажиры
  • Вера Лукич (Vera Lukić) и её маленькая дочь Венона. Их спас игрок «Юнайтед» Гарри Грегг. Вера Лукич была беременна в момент катастрофы, но плод не пострадал, и женщина родила сына, которого назвали Зораном[40].
  • Миссис Элеанор Миклош, жена Белы Миклоша
  • Небойша Бато Томашевич (Nebojša Bato Tomašević), югославский дипломат

Расследование

Сразу после трагедии в качестве причины крушения назвали ошибку пилота. Однако впоследствии удалось выяснить, что основной причиной крушения явилось скопление снежной каши ближе к концу взлётно-посадочной полосы, из-за чего самолёт не смог набрать необходимую скорость для взлёта.[41] Самолёт набрал скорость в 117 узлов, но, войдя в снежную слякоть, сбросил скорость до 105 узлов, что было недостаточным для взлёта. Отменить взлёт также было невозможно, так как взлётная полоса заканчивалась. Самолёты с традиционными хвостовыми шасси не были столь подвержены влиянию снежной каши вследствие особенностей расположения шасси к центру тяжести самолёта, тогда как новые самолёты, типа «Амбассадора», с трёхколёсными носовыми шасси и основными колёсами, расположенными позади центра тяжести самолёта, были более уязвимыми. После этой авиакатастрофы стали устанавливаться эксплуатационные ограничения по максимально допустимому количеству снежной слякоти на взлётно-посадочных полосах.

Несмотря на такое заключение, руководство мюнхенского аэропорта (ответственное за состояние взлётно-посадочных полос, хотя и не осведомлённое об опасности, которую представляла снежная каша для самолётов типа «Амбассадор») подало иск на капитана Тейна как на единственного выжившего пилота. Они обвинили Тейна в том, что он приступил к взлёту, предварительно не позаботившись об удалении льда с крыльев самолёта, и вина в катастрофе целиком лежит на нём, хотя это расходилось с показаниями свидетелей. Основанием для обвинения со стороны представителей аэропорта стала фотография самолёта (её опубликовали некоторые газеты), которую сделали перед самым вылетом. На ней заметны скопления снега на верхней поверхности крыльев самолёта. После исследования оригинального негатива, однако, на крыльях не было видно никакого снега или льда; эффект «снега» возник из-за того, что опубликованные фотографии были напечатаны с копии негатива. Свидетели в Германию не вызывались, и судебное разбирательство против Тейна тянулось до 1968 года, когда с него были окончательно сняты все обвинения. В качестве официальной причины крушения британские власти назвали скопления тающего снега на взлётно-посадочной полосе, из-за которых «Элизабетан» не смог набрать необходимую для взлёта скорость. Тейн, уволенный из «British European Airways» вскоре после катастрофы, ушёл в отставку и вернулся на свою птицеводческую ферму в Беркшире. Он скончался от инфаркта в 1975 году в возрасте 53 лет.

Последствия

Непосредственно в авиакатастрофе погибло семеро игроков «Манчестер Юнайтед», а 21 февраля в больнице от полученных ранений умер Дункан Эдвардс.[16]Джонни Берри и Джеки Бланчфлауэр из-за полученных травм никогда больше не играли в футбол.[42] Мэтт Басби был тяжело ранен и оставался в больнице на протяжении двух месяцев, в течение которых дважды проходил обряд церковного помазания.[43] После того, как Басби был выписан из больницы, он отправился на реабилитацию в швейцарский Интерлакен. В то время он считал, что полностью завершил с футболом, но однажды его жена, Джин, сказала ему «Знаешь, Мэтт, парни хотят, чтобы ты вернулся.»[44] Эта фраза вывела Басби из депрессии, и он вернулся в Манчестер, посетив финальный матч Кубка Англии 1958 года.[44]

Тем временем росли слухи о том, что клуб прекратит своё существование, но обескровленная команда под руководством Джимми Мерфи (ассистента Мэтта Басби) продолжала выступления в сезоне 1957/58. Мерфи не поехал в Белград, так как находился в Кардиффе, где он в то время работал с национальной сборной Уэльса. Мерфи собрал команду из игроков резервного и молодёжного состава клуба, и в первом матче после авиакатастрофы они обыграли «Шеффилд Уэнсдей» со счётом 3:0. Из-за потери стольких футболистов «Юнайтед» вынужден был покупать им на замену опытных игроков. Так, были куплены нападающий Эрни Тейлор (перешёл из «Блэкпула» за £8000)[45] и Стэн Кроутер, крайний хавбек «Астон Виллы», который играл против «Юнайтед» в финале Кубка Англии 1957 года.[46]

В тренерском штабе клуба также произошли изменения, так как в авиакатастрофе погибли секретарь клуба Уолтер Крикмер и тренеры Том Керри и Берт Уолли.[47] Вратарь «Юнайтед» Лес Олив, бывший игроком на момент катастрофы, завершил карьеру и сменил Крикмера на посту клубного секретаря.[47] Другой экс-вратарь клуба, Джек Кромптон, вошёл в тренерский штаб команды, после того, как председатель «Юнайтед» Харольд Хардмен договорился о его переходе с руководством «Лутон Таун».[47]

После катастрофы «Юнайтед» выиграл лишь один матч в чемпионате, из-за чего вылетел из чемпионской гонки и занял лишь девятое место по итогам сезона.[48] «Юнайтед» смог дойти до финала Кубка Англии, хотя и уступил в нём «Болтону» со счётом 2:0,[48] а также обыграть «Милан» на «Олд Траффорд» в полуфинале Кубка европейских чемпионов, хотя в ответном матче на «Сан Сиро» «Милан» победил со счётом 4:0.[48] В сезоне 1958/59 Басби вернулся на пост главного тренера клуба и начал воспитывать новое поколение «малышей Басби», среди которых были Джордж Бест и Денис Лоу. Через десять лет после трагедии, в 1968 году, «Юнайтед» выиграл Кубок европейских чемпионов, обыграв в финальном матче португальскую «Бенфику». Из числа выживших в авиакатастрофе в том матче сыграли только двое: Бобби Чарльтон и Билл Фоулкс.[49]

Примечания

Литература
  • The Official Manchester United Illustrated Encyclopedia. — London: Manchester United Books. — ISBN 0-233-99964-7
  • Connor Jeff The Lost Babes. — London: HarperSport, 2007. — ISBN 978-0-00-720808-1
  • Crick Michael Manchester United – The Betrayal of a Legend. — London: Pan Books, 1990. — ISBN 0-330-31440-8
  • Hall David Manchester's Finest. — London: Bantam Press, 2008. — ISBN 978-0-593-05922-7
  • Middleton, Don (April 1982). «Airspeed's elegant Ambassador - Part 3». Aeroplane Monthly.
  • Morrin Stephen R. The Munich Air Disaster. — Dublin: Gill & Macmillan, 2007. — ISBN 978-0-7171-4110-4
  • Stewart Stanley Air Disasters. — 2nd edition. — Arrow Books, 1989. — ISBN 0-09-956200-6
  • White Jim Manchester United: The Biography. — London: Sphere, 2008. — ISBN 978-1-84744-088-4
По тексту
  1. ↑ UEFA Champions League - History. uefa.com. Union of European Football Associations (2 July 2007). Архивировано из первоисточника 29 мая 2008. Проверено 10 января 2009.
  2. ↑ White, p. 103
  3. ↑ 1 2 White, p. 105
  4. ↑ Crick et al., p. 39
  5. ↑ Morrin, pp.67-68
  6. ↑ Morrin, p. 77
  7. ↑ Morrin, p. 86
  8. ↑ Crick et al., p. 46
  9. ↑ 1 2 White, p. 119
  10. ↑ Morrin, p. 93
  11. ↑ Morrin, p. 79
  12. ↑ Morrin, p. 97
  13. ↑ 1 2 Morrin, p. 98
  14. ↑ Morrin, pp. 99-100
  15. ↑ Morrin, p. 101
  16. ↑ 1 2 Barnes et al., p. 16
  17. ↑ Morrin, p. 103
  18. ↑ Morrin, p. 107
  19. ↑ Morrin, pp. 107—108
  20. ↑ 1 2 Morrin, p. 108
  21. ↑ 1 2 3 Morrin, p. 109
  22. ↑ Morrin, pp. 109—110
  23. ↑ 1 2 Morrin, p. 110
  24. ↑ Morrin, p.112
  25. ↑ Morrin, pp. 112—113
  26. ↑ 1 2 Morrin, p. 113
  27. ↑ The Munich air disaster: a timeline. BBC Manchester. British Broadcasting Corporation (19 March 2008). Архивировано из первоисточника 19 августа 2011. Проверено 12 октября 2008.
  28. ↑ 1 2 3 Morrin, p. 115
  29. ↑ Morrin, p. 116
  30. ↑ White, p. 118
  31. ↑ Dix, Barry. Fly Past: Survivors of Munich, Hounslow Chronicle, Trinity Mirror Southern (8 August 2008). Проверено 11 января 2009.
  32. ↑ The 21st Survivor. Munich58.co.uk.(недоступная ссылка — история) Проверено 11 января 2009.
  33. ↑ Leroux, Marcus. Captain James Thain cleared of blame after the thawing of hostilities, The Times, Times Newspapers (30 January 2008). Проверено 11 января 2009.
  34. ↑ Barnes et al., p. 66
  35. ↑ Busby Babe loses battle against cancer, BBC News (2 September 1998). Проверено 10 января 2009.
  36. ↑ Busby Babe dies, BBC News (7 March 1999). Проверено 10 января 2009.
  37. ↑ Wilson, Bill. Waiting for news from Munich, BBC News (4 February 2008). Проверено 10 января 2009.
  38. ↑ 1969: Matt Busby retires from Man United, On This Day, 14 January (14 January 2008). Проверено 11 января 2009.
  39. ↑ Glanville, Brian. Obituary: Frank Taylor, guardian.co.uk, Guardian News and Media (22 July 2002). Проверено 11 января 2009.
  40. ↑ Gregg's 'greatest save' - Munich remembered, BBC News (4 February 2008). Проверено 7 октября 2008.
  41. ↑ Stewart Stanley Air Disasters. — London: Guild Publishing, 1987. — P. 86.
  42. ↑ Hall, p. 340
  43. ↑ Barnes et al., p. 17
  44. ↑ 1 2 Morrin, p. 155
  45. ↑ Morrin, p. 147
  46. ↑ Morrin, p. 150
  47. ↑ 1 2 3 Morrin, p. 146
  48. ↑ 1 2 3 Endlar, Andrew 1957/58. StretfordEnd.co.uk. Архивировано из первоисточника 1 марта 2012.
  49. ↑ 1968: Manchester United win European Cup. BBC News. Архивировано из первоисточника 1 марта 2012.

См. также

Ссылки

United-Front.org  (англ.) The Busby Babes  (англ.) Сайт памяти Munich58.co.uk  (англ.) Munich58.manutd.ru  (рус.) Мюнхен, до востребования Sports.ru, 6 февраля 2008 года Хроника катастрофы ManUtd.Ru, 4 февраля 2008 года Flowers of Manchester ManUtd.Ru, 6 февраля 2008 года United — Объединенные горем ManUtd.Ru, 6 февраля 2008 года Бобби Чарльтон: то была великолепная команда Чемпионат.ру, 6 февраля 2008 года Stuart Barnes. The lost 'Busby Babes'. TheFA.com.  (англ.) Stuart Mawhinney. 50 years ago. TheFA.com. 06.02.2008.  (англ.)

dic.academic.ru

Эво Моралес обзаведется самолетом «Манчестер Юнайтед»

Президент Боливии Эво Моралес решил не останавливаться на российском Ан-148 и купить себе второй президентский самолет -- для полетов по стране. Политику уже присмотрели французскую модель, от которой отказался футбольный клуб «Манчестер Юнайтед».

Президент Боливии Эво Моралес покупает себе французский самолет Dassault Falcon 900Ex Easy за $38,7 млн.

Первоначально самолет был построен для одного из самых богатых футбольных клубов мира -- британского «Манчестер Юнайтед», однако в последний момент команда отказалась от покупки, и французам пришлось выставить модель на продажу, значительно сбавив цену, сообщает боливийская газета Los Tiempos.

«Такого самолета больше не найдешь. Нам повезло, ведь покупка президентского самолета очень важна, да и провернуть ее необходимо в кратчайшие сроки, а тут как раз подвернулась модель Falcon. Она как Mercedes-Benz или BMW в автомобилестроении. Модель была разработана специально для «Манчестер Юнайтед» для посадки в сложных условиях, например в тумане. Это уникальный самолет с множеством дополнительных характеристик, как раз то, что нужно для президентского воздушного судна. Нам очень повезло», -- радуется министр финансов Боливии Луис Арсе.

Ранее президент Боливии летал на американском Sabre, купленном в 1975 году и успевшем за долгие годы службы попасть в несчетное количество аварий. «Для нас самое главное -- обеспечить безопасность нашего президента. Не купить новую модель значило бы поставить его жизнь под угрозу», -- объяснил Арсе.

От российского не откажутся

Ранее Ла-Пас вел переговоры о покупке президентского самолета с Москвой. Моралесу понравилась модель Ан-148-BJ за $40 млн, однако, как объяснили российские инженеры, самолет может быть построен и доставлен в Южную Америку не раньше 2011 года. Правительство Боливии решило, что так долго ждать нельзя, да и деньги уже выделены из бюджета, потому взяло и купило французское изделие.

Вице-президент Альваро Гарсия Линера надеется, что отказываться от российского предложения не придется, так как правительство в состоянии позволить себе обе модели: Falcon станут использовать внутри страны, а Ан-148 -- для трансатлантических перелетов.

Российский посол в Боливии Леонид Голубев в интервью агентству Associated Press подчеркнул, что французский лайнер еще заставит боливийцев помучиться, ведь он изготовлен по американским технологиям. В прошлом году Моралес отказался приобрести шесть чешских военных самолетов, сделанных по американским технологиям, будучи уверенным, что покупку не одобрит Вашингтон. Взамен Ла-Пас обзавелся шестью китайскими самолетами за $67 млн, купленными на кредит, выданный Пекином.

26-28 апреля специальная боливийская делегация посетит Россию для обсуждения финансовых условий покупки российских вертолетов, которые вместе с китайскими самолетами приобретаются для борьбы с наркомафией.

www.infox.ru


Смотрите также